Version: 0.1.0

Кризисы в экономике: сложностей не будет разве что на кладбище

Анатолий Вассерман
Структура мирового производства опирается на узкую специализацию целых стран, оставляя громадную долю человечества вовсе не у дел.

Избранная ещё 26 сентября нижняя палата парламента Германии — бундестаг — наконец проголосовала 8 декабря за нового главу правительства Шольца. Тот на следующий же день, передавая свой пост министра финансов Линднеру, призвал всех быть готовыми к новым кризисам.

"Когда этот кризис пройдёт, мы должны думать о том, что придёт следующий, когда точно, мы не знаем, по каким причинам, каких сил он потребует — этого мы тоже не знаем. Но, само собой разумеется, мы должны готовиться к нему", - заявил Шольц.

Открытым текстом объясняю: дело не только в том, что нынче мир уже тринадцать лет живёт в очередной Великой депрессии, даже не в том, что на неё наложилась пандемия коронавируса, сравнимая разве что с бывшей век назад первой пандемией гриппа, убившей, по разным оценкам, до 1/20 тогдашнего человечества. Куда важнее, что вся нынешняя структура мирового производства опирается на узкую специализацию целых стран, оставляя громадную долю человечества вовсе не у дел и тем самым сокращая нашу общую производительность.

Ещё важнее, что экономическая теория, таким образом доказавшая свою принципиальную несостоятельность, всё ещё объявлена единственно верной и тем самым гарантирует нам попадание во всё новые ловушки.

Но даже когда вернёмся к работоспособным теориям и на их основе восстановим грамотный формат разделения труда, вовлекающий в полезную деятельность каждого, кто к ней способен, всё равно не застрахуем себя от новых кризисов.

Физики шутят: чем дальше эксперимент от теории, тем он ближе к Нобелевской премии. Это верно во всех экспериментальных науках, включая экономику. Сложности поведения человечества вряд ли полностью предвычислит сколь угодно сложная теория. Значит, мы и впредь будем сталкиваться с непредвиденными обстоятельствами. Надо на них реагировать своевременно, чтобы преодолевать кризисы быстро.

Не повторять же вслед за Георгом Вильгельмом Фридрихом Георг-Людвигом Гегелем: "Если факты противоречат моей теории, то тем хуже для фактов", как попы марксистского прихода в позднесоветские времена или как тоталитарная секта "либералы" сейчас.