Лицензии на кино: в России идет тайная борьба за возврат Голливуда
Добров заявил, что в России идет тайная борьба за возврат Голливуда
К черту лицензии на западное кино, будем показывать их у нас без лицензий. А кинокомпании пусть берут рублями в наших банках, если хотят. Или на самом деле сейчас идет тайная пламенная борьба за возврат Голливуда на российские экраны? Так или нет?
В российских СМИ прошла история о том, что ровно 1 июня, в День защиты детей, японская студия Ghibli запрещает показ полнометражных замечательных мультфильмов Хаяо Миадзаки. Прекрасные мудрые фильмы как раз для детей. Правда, потом оказалось, что наши компании купили эти фильмы. Хорошо, но с Петра Первого и до начала СВО на Украине СССР и Россия считали, что солнце по утрам всходит на Западе и поэтому строили огромный дом с окнами на Запад. Мы старались быть частью европейской культуры. Однако теперь, как мы поняли, солнце все-таки восходит на Востоке, и поэтому окна приходится переносить на противоположную сторону. И сейчас Россия совершает этот поворот не только в экономике и политике, но и в культуре тоже. Или нет? Или все-таки надо понимать, что украинский конфликт когда-то закончится и поэтому нельзя рубить все концы? Россия состоит в целой куче конвенций и договоров с Западом. И это касается в том числе договоров об интеллектуальной собственности. В том числе лицензий на кино.
Вскоре после начала СВО все крупные голливудские студии – Universal, Warner Bros., Disney, Sony и Paramount – заявили о приостановке проката, лицензирования онлайн- и ТВ-премьер своего контента в России. Впрочем, Sony Pictures позднее вернулась на российский рынок, создав новое юрлицо. Но фильмов этой студии официально в России нет. Такая же ситуация с Paramount, который отказался от релизов, но его локальная кинокомпания "КАРО премьер" продолжает работать. В отсутствие голливудских блокбастеров выручка кинотеатров за 2022 год сократилась почти вдвое, а посещаемость упала на 70%. В декабре 2022 года министр культуры Ольга Любимова заявляла, что для сохранения кинопроката в России необходимо выпускать около 300 отечественных фильмов в год, из них 60 картин должны быть крупными релизами. В целом для поддержания киноотрасли в 2022 году было выделено 11,6 млрд рублей из федерального бюджета.
Российская империя вообще не обращала внимания на какие-то права иностранных деятелей культуры. И в окруженном врагами СССР до конца Второй мировой также никто не обращал внимания. Только в СССР начали подписывать соглашения с Западом о правах. В 1973-м мы присоединились к Всемирной конвенции о защите авторских прав, причем с оговоркой, что все, что было до этого года, в договор не входит. В 95-м наше слияние с западным видением прав стало более сплоченным, потому что у нас приняли конвенцию, по которой если у России есть международные договоры, то их действие выше, чем у национальных законов. Это закреплено даже в нашей Конституции. А потом Россия захотела вступить в ВТО. Но страны – члены ВТО потребовали у нас уступки. При этом, по требованию США, Россия наконец-то должна была подписать все договоренности именно Штатов именно по авторским правам. В 2008-м при президентстве Дмитрия Медведева мы присоединились к транснациональной организации, защищающей права правообладателей США и стран Евросоюза – Всемирной организации интеллектуальной собственности. И только после этого в 2012-м открылись двери ВТО. И вот в конце января этого года тот же Дмитрий Анатольевич вдруг делает такое заявление о правах западных кинокомпаний.
"Знаете что, ищите правильных пиратов и скачивайте у них! Раньше я как юрист к этому относился отрицательно, абсолютно искренне говорю. Я считал, что лучше переплатить в тот момент, когда другие там говорят: "Что ты платишь?! Это везде все есть на торрент-трекерах и так далее". Сейчас я к этому отношусь по принципу "что хотели, то и получили". И пусть они не добирают деньги", – заявил Медведев.
Да, действительно прошло много времени, целых 15 лет. Действительно западные кинокомпании отказались показывать фильмы здесь, опасаясь репутационных потерь и давления. И потому что не могут официально получить деньги. И, возможно, в рамках общей антирусской компании. А наш зритель не может уже без голливудских кинокартин, хотя в последнее время они превратились в американское пропагандистское кино. Именно поэтому и процветает кинопиратство, в принципе, запрещенное государством. Причем делается оно буквально на коленке. Знаменитый переводчик кино Дмитрий Пучков, он же Гоблин, в свое время переводил пиратские фильмы, буквально оттесняя профессиональных актеров дубляжа. Вот что он говорит теперь.
"Больших студий, которые занимаются дубляжом голливудских фильмов, их вот по пальцам пересчитать: "Мосфильм", "Пифагор", "Нева" и еще два пальца неведомо на что останется. Раз не поступают американские фильмы, под переозвучку которых заточены эти студии, то а чем платить за аренду помещения, чем платить за оборудование, чем платить зарплаты. И все это валится просто на глазах. И раз не переводят и не делают дубляж, они там при всех прочих народ достаточно высококвалифицированный, ну и раз они затихли, значит, туда ломится орда, натурально орда малолетних балбесов. Переводить они неспособны в принципе ничего. Они ни английского, ни русского не знают. Они заряжают в гугл-переводчик текст субтитров. Или там в Deepl какой-то там, и ничего не исправляя, своими детскими идиотскими голосами зачитывают текст. Ну а зрители все это потребляют. Их орды, натурально орды вот этих вот бездарей, которые поганят чужое кино", – напоминает Пучков.
Но борьба за Голливуд идет. Еще в марте российский Минкульт заявил, что прокат без лицензии ввезенных через Белоруссию иностранных фильмов из недружественных стран ограничивает права зарубежных правообладателей. Минкульт действует в законных правах. А вот сенатор Андрей Кутепов утверждает, что Россия должна ввести мораторий на иски от правообладателей из недружественных стран и показывать тут все новинки без лицензий и прочей ерунды. Минэкономразвития считает, что без лицензий показывать фильмы нужно, но кинотеатры должны тем не менее выплачивать вознаграждения производителю. Мы попросили прокомментировать эту ситуацию профессора кафедры международного права МГИМО Дмитрия Лабина. И он говорит, что согласно исключениям, принятым в ВТО, мы можем вообще не соблюдать подписанные нами же законы.
"В случае противоречия приоритет имеют нормы и обязательства международные. Это говорит о том, что наша правовая система исходит из примата международного права. И те обязательства, которые государство берет по международным договорам, становятся частью нашего законодательства. Но как мы говорили ранее, если международные правила действуют не абсолютно, они предусматривают правовые возможности защитных мер при определенных обстоятельствах, и в том числе в виде исключения – отход от этих правил и норм", – пояснил Дмитрий Лабин.
Депутат Анатолий Вассерман считает, что отсутствие западного кино как бы приподнимает наше.
"Пришли к выводу, что нам нецелесообразно отменять эти ограничения, потому что пока они действуют, для наших собственных творцов гораздо больше возможностей. Немцы говорят, что из любого свинства можно выкроить кусочек ветчины. Так вот из западного свинства мы ветчины выкроили уже немало. Я полагаю, что фильм "Чебурашка" вряд ли поставил бы абсолютный рекорд сборов в нашем прокате, если бы с ним конкурировали фильмы Disney. Он бы все равно их опередил, но часть сборов они бы у него отъели", – уверен Вассерман.
Конечно, и сам фильм "Чебурашка" был снят ровно так, как сделали бы в Голливуде для туземного российского зрителя. Но, может быть, не стоит верить в хитрый план Министерства культуры. Правительство сейчас занято совсем другим – снарядами и ракетами. Кто будет думать про кинотеатры и фильмы? Минкульт не исправляет ситуацию, потому что надеется, что операция закончится и Европа снова к нам приедет вместе с США. И снова все вернется.
Или не вернется? Почему мы должны снова исполнять старые неравноправные законодательства по авторским правам? И почему мы снова будем терпеть западное империалистическое культурное нашествие? Сейчас действительно очень удачное время, чтобы выйти из всех прошлых договоров и посмотреть, как пойдут события. Если надо, отвернуться от Запада, перенести все окна на Восток, то хорошо. А если отношения с Западом снова наладятся, то можно заключить и новые договоры по правам. Не такие позорные, как в 90-е. А пока можете смотреть, что хотите, и плевать на лицензии. Зрителю точно наплевать, он и так посмотрит то, что хочет, через VPN или пиратов. Время такое.