Version: 0.1.0

Биткоины для "Петьи": зачем хакеры заражают мир вирусами

Андрей Добров

Обратимся к событию, о котором говорил весь мир на этой неделе. Я имею в виду новую компьютерную атаку, теперь уже вируса с именем "Петья".

Министр обороны Великобритании Майкл Фэллон на этой неделе сделал сенсационное заявление. Я бы мог пошутить — сенсационное по своей глупости, однако мы имеем дело с военным, в распоряжении которого есть даже ядерное оружие, так что какие тут шутки... Итак, министр заявил: Британия готова дать отпор хакерским атакам не только с помощью кибероружия, но и обычных видов вооружения. Лондон готов задействовать свою авиацию и наземные войска.

Англичане стараются заставить НАТО приравнять хакерские атаки к военной агрессии. А значит, если хакерской атаке подвергается одна страна НАТО, то все остальные должны включиться в ее защиту. Но вот вопрос: в случае с вирусом "Петья" кого полетят бомбить британские королевские ВВС?

На Украине, как всегда, указывают на Россию — мол, "Петья" пришел оттуда специально, чтобы навредить молодому, но уже очень древнему украинскому государству. В России разводят руками — а мы тут при чем? У нас тоже похозяйничал ваш "Петья".

Впервые с помощью вируса была нарушена работа сразу ряда госучреждений целого государства — Украины. Вирус поразил компьютерные системы правительства. Оказались заражены сети телекоммуникационных компаний, аэропорта Борисполь, Киевского метрополитена, Укрпочты, Укрэнерго, заправки, банки и платежные операторы — сотни тысяч долларов, которые переводят украинские трудовые мигранты из России, вчера зависли, не дойдя до адресатов.

Пострадала даже Чернобыльская АЭС — там пришлось вручную проводить радиационный мониторинг. И это при том, что в зоне отчуждения полыхал традиционный летний лесной пожар.

Как я уже говорил, СБУ обвинила в этом Россию, хотя и Россия подверглась не менее жестокой атаке вируса. Просто у нас, вероятно, службы компьютерной безопасности работают намного лучше. Вирус пошел дальше и заразил компьютерные сети еще 80 стран.

Как и прошлый "Вонна Край", он шифрует содержимое жесткого диска и требует за расшифровку деньги — триста долларов в биткоинах.

Но вот что странно — за первые два дня хакеры заработали только 4 биткоина. А авторы "Вонна Край" всего заработали максимум 16 биткоинов.

Зачем такие мощные и обширные атаки, если они не приносят сумасшедшей прибыли? Это очень странно. Может быть, дело вовсе не в стремлении хакеров получить деньги? А вирусные атаки преследуют какую-то другую цель?

Вполне возможно, что все эти вирусные атаки — рекламная кампания по продвижению биткоинов. Посыл тут очень прост: если даже хакеры, заражающие миллионы компьютеров по всему миру, не боятся требовать выкупа в биткоинах, значит, эта криптовалюта действительно надежно защищена от финансовых разведок всего мира. А что такое биткоины? Это смерть тех денег, которыми мы сейчас пользуемся.

Дело в том, что правительства всех стран борются с уклонением от налогов и вывозом капитала через офшорные зоны. Достаточно вспомнить, как широко освещался скандал с бумагами офшора "Моссак-Фонсека". Бизнес хочет тайно перебрасывать деньги, уводя их от налогов с помощью офшоров. Если офшоры прикроют — что делать? Вкладывать их в биткоин, эфир, рипл и другие криптовалюты. Это даже не валюты, а набор электронных кодов, которые нельзя отследить. Именно поэтому хакеры и требуют выкупа в биткоинах.

У криптовалюты есть свой курс — смотрите, как бодро биткоин полз вверх последние два года. Рост — 645 процентов. Вчера один биткоин равнялся 2574 долларам. Другая криптовалюта — рипл, только в этом году рост — 3500 процентов. Еще одна, под названием эфир, — 10 тысяч процентов за последние 16 месяцев. Неудивительно — этот рост после того, как Япония 1 апреля этого года признала криптовалюты легальным платежным средством. А в мае — падение. Все ждут, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США отменит запрет на запуск первого в мире биржевого биткоин-фонда. И как раз начиная с мая — две мощные волны вирусов "Вонна Край" и "Петья", требующих оплаты именно в биткоинах. Причем "Петья" начинает действовать с Украины. Кстати, именно на Украине находится ПриватБанк, который официально конвертирует биткоины в любую валюту. В России это невозможно — у нас криптовалюты не являются ни деньгами, ни ценными бумагами. Только рубль. Только официально признаваемые государством иностранные валюты и ценные бумаги.

Финансисты — в частности, Минфин — уже с 2012 года регулярно пытаются ограничить хождение наличного рубля, чтобы все расплачивались карточками. Во-первых, это удобно. Во-вторых, это выгодно государству — сразу видно, у кого сколько денег и кто куда их тратит. Какие налоги с этих платежей уходят в казну. По идее, через десять лет мы можем вообще полностью перейти на виртуальные деньги. Для государства, Центробанка и коммерческих банков и предприятий — это огромная экономия средств, которые сейчас приходится тратить на поддержание денежного обращения. Это и оборудование для перевозки и хранения денег, и дорогостоящие аппараты, которые определяют подлинность купюр, и сотни миллионов кассовых терминалов и банкоматов.

В прошлом году организация наличного денежного оборота обошлась Центробанку почти в 10 миллиардов рублей. И траты растут. Ведь еще в 2015-м на это истратили 7,5 миллиарда. Утилизация ветхих бумажных денег и монет — тоже очень дорогое удовольствие. Ежегодно Центробанк механически уничтожает около 2,5 миллиарда штук банкнот. А сколько квалифицированных специалистов занято в этой системе! В случае перехода на безналичный расчет сотрудники банков потеряют работу. Сами банкоматы можно будет нести в металлолом. А весь банк может уместиться на одном рабочем столе. Вы считаете, это фантастика? Так же думали и наши предки, которые занимались натуральным обменом, когда им вдруг сказали, что теперь появились круглые монетки, на которые можно купить что угодно.