Три ошибки украинских пророссийских сил
Недавно с одним украинским журналистом искали ответ на вопрос: «А могло бы все сегодня обойтись без вооруженного конфликта, только политическими усилиями? И почему национализм и нацизм сумели поднять на Украине голову в политическом поле и общественном сознании страны, имеющей колоссальное наследие общности с Россией и обладающей сильными пророссийскими настроениями и оппозицией?» Вот что вышло из разговора.
Вопрос о том, как Украина, в 1991 году обладающая преимущественно русскоязычным населением и заслужившая до этого прозвище «заповедник коммунизма», встала на путь построения Анти-России и государственного прославления Бандеры и ему подобных, требует тщательного научного анализа. Шапкозакидательские заявления некоторых персонажей политики приносят огромный вред, поскольку искажение действительности, даже тщательно замаскированное под искренний патриотизм, чревато военными, экономическими и репутационными потерями.
Далеко ходить не надо – в Украине сейчас происходит свой «чемпионат по патриотизму», и изучение этого явления пролило бы свет на многие процессы в этой стране, и не только. И эта гонка украинских патриотов в верности Бандере и западным кураторам стала возможна после поражения украинской пророссийской оппозиции. Но сама история поражения этой оппозиции, а речь идет о периоде в 30 лет, весьма занятна и поучительна.
В чем же пророссийские силы, три десятка лет имеющие базу электората больше, чем у националистов, сделали ошибки? Это предмет не одного, а сотен исследований в различных областях знаний. И отмахиваться от такого анализа суррогатами, что «украинцы не способны к государственности», что все они «криптобандеровцы» и все до одного куплены Западом, легко, но необычайно опасно.
Мы приведем лишь три тенденции, способствующие политическому поражению, которые были присущи практически всем пророссийским силам на Украине, без указания лидеров и партий. При этом оставим открытым вопрос, возможно ли повторять эти ошибки, и только ли украинцы могут их повторять или то же самое происходит, например, в Молдавии?
Ошибка первая. Бюрократизм и формализм
Практически все пророссийские партии были серьезно поражены вирусом бюрократизма. В партиях было полно назначенцев, выдвиженцев и мастеров по подковерным интригам, которые занимались чем угодно, но только не политикой. Когда партия правящая, то это может не бросаться в глаза, но оппозиция не может себе позволить быть скучной и косноязычной.
На фоне ультраправых пассионариев и просто публичных политиков типа Тимошенко или Порошенко, застегнутые наглухо политические бюрократы выглядели тускло. Более того, большинство из них и не пыталось найти общий язык с народными массами, всячески подчеркивая свой «высокий» статус и избранность.
Вот эти бюрократия и формализм сковывали живую политическую волю тех, кто как минимум хотел жить в мире с Россией, не желал предавать свою историю и культуру. Пока политическая бюрократия играла в интриги между собой, она проиграла народ политическим обманщикам и манипуляторам.
Ошибка вторая. Политический бизнес
Украинские бизнесмены шли в политику за деньгами, а не за властью. Власть, если она не касалась денежных потоков, легко отдавали оголтелым радикалам. Отдавали повестку дня в СМИ, государственную идеологию, историю, улицу, смыслы. Ведь все это не несло конкретных денег.
Одна из последних пророссийских партий, действовавшая уже в условиях военной истерии, ухитрилась продавать места в проходном списке за очень нескромные деньги. С одной стороны, это верх маркетинга, продать за миллионы долларов места практически в партизанском отряде. С другой стороны, это весьма глупо, поскольку политики-бизнесмены, не задумываясь, продали действующей власти своего лидера (не будем указывать пальцем на известного пророссийского лидера), ведь надо было как-то покрывать убытки от неудачной сделки.
То есть, если бюрократов не интересовал народ, избиратели, то бизнесменов не интересовала власть от слова «совсем». Схема была достаточно проста – избирателям обещали, например, русский государственный язык или «договориться о прекращении огня», а потом интересы людей продавали власти, ничего не выполняя. Подчеркнем: не уступали, не сдавали, а именно продавали за возможности пилить бюджеты и получать хлебные места.
Политический бизнес выполнял две важные функции. Во-первых, выпускал пар, давая ложные надежды. Во-вторых, приучал граждан к тому, что их законные требования выполнить невозможно, как и за кого не голосуй. Добавим только, что те, кто торговал надеждами избирателей, все равно объявлены врагами народа, и с ними никто договариваться не собирается, как бы они ни переобувались в полете.
Ошибка третья. Популизм
Популисты появились в пророссийских силах позже, чем в прозападных. Но последние политические проекты без них не обходились. И тут снова ситуация – если бюрократов интересует власть (но не народ), бизнесменов от политики – деньги (но не власть), то популистов не интересует ни то, ни другое. Их интересует удовлетворенное тщеславие. Или в простонародье – известность. Они рабы своих рейтингов, славы и популярности. Для политической борьбы популисты совершенно бесполезны, как бюрократы с бизнесменами.
Ну как популист вообще может сказать что-то непопулярное? У него просто рот не откроется сказать то, что от него не ожидают. Популист необычайно уязвим в политической дискуссии, поскольку его интересует не суть вопроса, а созданное им впечатление. Поэтому популисты предпочитают реальной политической работе бесконечное соло.
Политические нарциссы побежали перекрашиваться первыми, объявляя своих бывших начальников и товарищей предателями и исчадиями ада, поскольку именно этого требовала от них конъюнктура момента. И гнал их в первую очередь страх потерять популярность и восхищение масс. Многие из них искренне не понимают, что совершают гнусное предательство, поскольку для них образцами служат популисты либерального и фашистского толка. Кстати, фашизм во многом стоит на популизме.
Вот, собственно, три небольших причины (а есть и масса других), которые привели украинскую пророссийскую оппозицию к поражению. Все козырные карты политической игры у них были на руках, но они не сыграли, и победа не состоялась. В итоге имеем то, что имеем. Но это вовсе не значит, что в этой оппозиции не было порядочных, убежденных и талантливых людей. Многие из них эти ошибки оплатили своей свободой, жизнью и здоровьем. В любом случае их история говорит о том, что мало иметь козыри на руках, надо уметь ими еще и толково распорядиться.