Атаки на «потоки»: Европе «отрубили ноги»…
Береговая охрана Швеции 29 сентября обнаружила четвертую утечку газа на «Северных потоках». Две из утечек находятся в исключительной экономической зоне Швеции, две другие – в исключительной экономической зоне Дании.
В том, что речь идет не о какой-то аварии, а именно о диверсии, сомнений нет уже ни у кого.
«Беспрецедентный характер этого события, похожий на какой-то террористический акт, возможно на государственном уровне, конечно, требует активного, энергичного сотрудничества. Это крайне опасная ситуация, которая требует срочного разбирательства», – заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
По его словам, на теракт указывают уже сами масштабы повреждений. При этом, отметил он, «представить себе, что такая террористическая акция могла состояться без вовлеченности какого-то государства, очень трудно».
О причастности «некой» страны к авариям на «Северных потоках» заявили также в Еврокомиссии.
«Насколько я могу судить, это очень продуманная атака, которая не может быть осуществлена обычной группой людей. Таким образом, существует высокий риск, что за этим все-таки стоит некое государство», – сказала еврокомиссар по внутренним делам Ильва Юханссон.
Интересно, о какой стране речь? Несложно догадаться, кого имеют в виду на Западе.
«Вся доступная на данный момент информация указывает на то, что это результат преднамеренных, безрассудных и безответственных актов саботажа», – говорится в официальном заявлении НАТО.
Обращает на себя внимание употребление слова «саботаж». Публику как бы подводят к мысли, что за инцидентом стоит тот, кто «саботирует обязательства по поставкам в Европу газа». То есть Россия.
Это же слово употребил и премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий: «Мы еще не знаем подробностей того, что случилось, но ясно, что это акт саботажа, акт, который, вероятно, знаменует собой следующий этап эскалации ситуации, с которой мы имеем дело на Украине».
Понято, что Украину тут приплели исключительно для подтверждения «вины» России, которую никто не называет прямо.
Хотя почему не называет?
Британская The Times открытым текстом обвиняет нашу страну, якобы мы это сделали «с целью дестабилизации ЕС в разгар энергетической войны», а также «запугать Польшу», которая накануне запустила газопровод Baltic Pipe из Норвегии, который, как утверждают, должен стать конкурентом «потоку».
Но ведь если он является конкурентом, логично взрывать его, а не «потоки». Логика хромает. Но это неважно, западная аудитория это «схавает», как восемь лет до этого «хавала» тезис о том, что «Россия сама себя обстреливает».
Даже несмотря на присутствие улик и американского следа в диверсии на газопроводах «Северный поток», очевидно, что США будут обвинять Россию и вряд ли сознаются в совершении диверсии, говорит сооснователь проекта «Ватфор» Олег Макаров.
А ведь американские уши торчат тут уже совершенно неприлично. Уже выяснились очень пикантные подробности: оказывается, в районе инцидента присутствовала корабельная амфибийная группа американского корпуса морской пехоты. Прямо над точками аварий кружили американские вертолеты The Sikorsky SH-60/MH-60 Seahawk.
Это уже если говорить о косвенных доказательствах, таких как публичное обещание президента США Джо Байдена «уничтожить «Северный поток» и признание бывшего министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, который открыто поблагодарил США за уничтожение газопроводов.
Несмотря на все это, версию о якобы причастности России начали озвучивать уже и в… Германии, которая в данной ситуации является наиболее пострадавшей стороной. Агентство Redaktionsnetzwerk Deutschland (RND) утверждает, что у Украины, которой вывод газопроводов из строя «теоретически» выгоден, сейчас «другие проблемы», в то время, как Россия могла это сделать, чтобы обвинить в диверсии Украину и еще больше дестабилизировать европейский энергетический рынок, а заодно повысить цены на газ.
Эту версию также озвучили некоторые немецкие политики. Так депутат от ХДС Родерих Кизеветтер сказал, что атака на критическую инфраструктуру могла быть частью гибридной войны со стороны России. А госсекретарь по экономическим вопросам Патрик Грейхен заявил журналу Der Spiegel, что Россия в ходе конфликта вокруг Украины «уже использовала газ как инструмент ведения войны», и «от режима Владимира Путина можно ожидать всего, что угодно».
Впрочем, некоторые немецкие СМИ все же отошли от «генеральной линии». Так NachDenkSeiten предполагает, что у США есть мотив и технические возможности для совершения этих действий, и ранее они заявляли, что в случае возникновения сомнений они положат конец «Северному потоку – 2». А в соцсетях вспомнили о том, что один из лидеров экодвижения Германии Луиза Нойбауэр еще летом заявляла о планах взорвать некий трубопровод. Надеюсь, не стоит напоминать, что экоактивисты на Западе давно стали оружием продвижения интересов американских корпораций?
Интересно, вспомнить, что американцы еще в прошлом веке пытались мешать строительству газопроводов из СССР в Германию. В 1982 году произошел взрыв на газопроводе Уренгой – Сургут – Челябинск. По утверждениям экс-директора Национального управления военно-космической разведки США Томаса Рида и американского писателя Питера Швайцера, это была операция ЦРУ, в ходе которой советской стороне через «третьи руки» было передано заранее «заражённое» компьютерное оборудование.
Нельзя не вспомнить о подрыве подводного трубопровода, а также нефтехранилищ в Никарагуа в 1983-ем. Как тогда писали, это тоже дело рук ЦРУ. Так что опыта и оборудования для подобных операций у США более чем достаточно.
Ну и, конечно, невозможно не обратиться к принципу Cui bono?, Cui prodest?, который не раз помогал следователям раскрывать самые запутанные преступления. Конечно, можно подумать на Украину, но у нее для этого явно нет ни опыта, ни технических средств, ни людей, способных это осуществить. А вот у США есть. И выгода для них самая прямая. Они никогда и не скрывали, что хотят разрушить «газовые отношения» России и Европы. Задолго до Байдена — тут у демократов и республиканцев нет никаких разногласий.
И надо отметить, что им это практически удалось. Сначала они добились «заморозки» «Северного потока – 2» после начала спецоперации. Потом полностью подконтрольные им киевские власти фактически на треть сократили транзит российского топлива по своей территории, приостановив подачу газа с точки входа на станции «Сохрановка». Потом Польша перекрыла транзит через газопровод «Ямал – Европа». Наконец, с лета была сокращена подача через «Северный поток – 1» из-за проблем с ремонтом турбин, вызванных западными санкциями, а в конце лета подача газа по этому маршруту и вовсе прекратилась.
Тем не менее, оба «потока» были готовы в любой момент возобновить прокачку, и Вашингтон никак не мог влиять на это. Видимо, решили одним ударом «разрубить гордиев узел». Точнее, несколькими взрывами. Интересно, что накануне диверсии в немецком Любмине и ряде других городов ФРГ прошли акции протеста с требованием включить «Северный поток – 2». С такими же инициативами накануне начало выступать все больше немецких политиков.
Западные СМИ в последнее время все чаще писали об опасности того, что с наступлением зимы и углублением энергетического кризиса Германия могла «сдаться» и пойти на переговоры с Россией. Так вот, чтобы не пошла — ей «отрубили ноги». Перестраховались.
Это политический аспект. Есть и экономический — теперь стоит ждать, что цены на газ буквально «улетят в стратосферу». Кому это выгодно? Уж не производителям ли «сланца», себестоимость добычи которого слишком высока, чтобы заниматься этим при низких ценах. Чем выше цена — тем больше заработают американские производители.
Наконец, и это, пожалуй, главное — потоки были той самой последней «ниточкой», которая в условиях новой холодной войны связывала Европу с Россией, и которую европейцы, несмотря на давление США, никак не хотели рвать. Вот им и помогли. Неслучайно, что это произошло как раз накануне зимы и одновременно на фоне референдумов в Новороссии и присоединения четырех регионов к России. Кстати, за желание людей жить вместе с Россией Запад обещает новые, еще больше калечащие экономику Европы санкции, на которые ЕС долго не решался. Теперь, можно не сомневаться, что решится, терять уже нечего.
Больше не осталось никаких препятствий для вступления ЕС, включая колеблющиеся страны, в холодную войну с Россией по полной. А может, и не только в холодную. Ведь многие аналитики еще несколько лет назад утверждали, что «северный поток» едва ли не единственное, что пока предотвращает большую войну в Европе…