Version: 0.1.0

110 лет с начала Первой мировой. Неизбежна ли третья?

Дмитрий Родионов
Политолог Дмитрий Родионов о том, почему Европа так и не извлекла уроков из событий XX века.

Летом 1914 года выдалось жарким и засушливым. Но еще более жарким оно было в политическом плане – 28 июля Австро-Венгрия объявила Сербии войну в ответ на убийство месяцем ранее эрцгерцога Фердинанда боснийским сербом Гаврилой Принципом. В тот же день австро-венгерская артиллерия начала обстрел Белграда, а регулярные войска пересекли сербскую границу. 1 августа Германия объявила войну России, а 3-го – Франции. 4-го войну Германии объявила Британия. Началась Первая мировая – она же великая, она же империалистическая.

Война незаслуженно подзабытая в нашей стране, но действительно великая. Конечно, в каком-то смысле мировыми можно было бы назвать войны прошлого – Семилетнюю, Крымскую, Наполеоновские войны, но такого масштаба с вовлечением почти всех континентов до этого не было. И хотя по тогдашним меркам продлилась недолго, она полностью изменила мир.

Во-первых, эта война привела к распаду сразу четырех империй: Российской, Австро-Венгерской, Османской и Германской. Она создала в Европе новые границы, которые вскоре привели ко Второй мировой, некоторые из которых являются спорными и по сей день.

Во-вторых, она ознаменовала начало краха колониальной системы, "пробуждение Азии". В-третьих, она привела к созданию первого в мире государства рабочих и крестьян, заложила основы противостояния двух систем: капиталистической и социалистической, под знаменем которого пройдет почти весь XX век.

В-четвертых, она стала полигоном для демонстрации новейших видов оружия, многие из которых ужаснули европейцев – внезапно стало ясно, что человечество способно попросту уничтожить само себя, а каждая новая война будет еще ужаснее. Ведь накануне Первой мировой все ее участники были абсолютно уверены, что смогут быстро выполнить поставленные задачи, причем "малой кровью". Едва ли кто мог в самом страшном сне представить, чем в итоге все кончится.

После Первой мировой некоторое легкомысленное отношение к войне как к самому эффективному способу достижения политических целей у многих исчезло, впервые в истории была создана международная политическая организация, целями которой являлось недопущение повторения подобного – Лига Наций.

С одной стороны, были извлечены определенные уроки всеми сторонами. С другой… Лига Наций уже через 15 лет показала свою полную неэффективность, Версальская система оказалась лишь временным решением, в основе которого бомбой замедленного действия уже тикала Вторая мировая. Горькая ирония заключается в том, что потворство европейских лидеров Гитлеру (политика умиротворения) было продиктовано взаимоисключающими желаниями: натравить Германию на СССР и… не допустить новой войны в Европе.

И снова едва ли кто тогда мог себе представить, чем все в итоге закончится и что ужасы Первой мировой могут показаться цветочками. Особенно странно все это было, если учесть, что между мировыми войнами прошло всего-то 20 лет, многие участники Второй мировой были ветеранами Первой, Европа все хорошо помнила, но тем не менее – это никого не остановило от еще более масштабного помешательства, приведшего к числу жертв в семь раз больше, чем было в Первую мировую.

Что же говорить о сегодняшнем дне, когда европейские (да и мировые элиты) войн в своей жизни не видели. Современные войны не в счет – недаром многие западные наемники, любящие хвастаться своим послужным списком (Ирак, Ливия, Сирия), попав на Украину, ужасаются – что там воюют по-настоящему и с равным противником, а не с заведомо в десятки раз слабее тебя. Что тут говорить про политиков, многие из которых даже не застали эпоху холодной войны, когда Третья мировая и первая ядерная война могла стать реальностью в любую секунду, и этот страх перед взаимным уничтожением, как ни парадоксально, являлся самой надежной гарантией от развития подобного сценария.

Что объединяет мировые войны? То, что они начинаются в тот момент, когда мир не может жить по-старому, когда мировые финансовые пузыри вот-вот лопнут, когда сильным державам требуется передел рынков, когда войны представляются единственным способом спастись от экономического краха. Сегодня мир вновь подступил к этой опасной черте.

Однополярный мир уже не работает, американская гегемония переживает глубочайший кризис – во всех аспектах: политическом, финансовом. В экономике восходит звезда (да уже взошла) нового лидера – Китая, в политике – навязываемая США модель становится все менее привлекательной, глядя на то, как Россия бросает вызов старому миропорядку на Украине, все большее и большее число стран начинает жить без оглядки на Запад, сложившаяся уже после Второй мировой неоколониальная система рассыпается на глазах. Для гегемона война могла бы стать идеальным решением. Война, в которой воюют не они, а другие континенты. Они уже дважды в прошлом веке сыграли эту партию, заставив Европу и Азию воевать, сумев капитализировать итоги этих войн, обернуть их исключительно в собственную выгоду.

А что Европа?

Европа не первый год переживает кризис, который нарастает, как снежный ком, катящийся с горы. Сначала череда финансовых кризисов подорвала единство ЕС, продемонстрировав, что в объединении равны не только лишь все, как сказал бы один знаменитый киевский "цицерон" – вспомните, как они "спасали" Грецию.

Потом миграционный кризис, который еще больше отделил Европу, запустив центробежные тенденции по обособлению стран Восточной Европы от Западной. Наконец, COVID, который показал, что в случае форс-мажора – каждый сам за себя.

Но еще большим испытанием для Евросоюза стал украинский кризис, который сами же европейцы и подогрели. И тут вспоминается ситуация с науськиванием Гитлера на СССР – чтобы "войны в Европе не было". Ведь ужасно не хотелось европейцам войны у себя на границах, но еще больше не хотелось усиления России. Тут же у них (особенно у немцев, которые очень много усилий для победы "Майдана" в Киеве приложили) всплыли все исторические "болячки" и фобии.

Что в итоге имеем? У самых границ Европы полыхает война, конца которой не видно, которую сама же Европа продолжает подпитывать – деньгами, оружием и т. д. При этом им пришлось отказаться от дешевых энергоносителей из России, что нанесло сильнейший удар по экономическому благополучию. Те же немцы теряют производство – "динозавры" немецкой экономики, на которых десятилетия держалась мощь Германии, уходят в те же США, Китай, простые европейцы внезапно для себя начинают учиться экономить, узнают, что такое безработица.

Но главное – Европа стоит в шаге от участия в войне. Да что там говорить – уже участвует, в том числе – человеческим ресурсом: наемниками, инструкторами. И уже на полном серьезе обсуждает полноценное участие – отправку войск на Украину. И, очевидно, только осознание того, что это неизбежная Третья мировая, пока что их останавливает. Пока.

После Первой мировой ведь тоже казалось, что все извлекли уроки и подобного не повторится никогда. И после Второй тоже казалось. Единственное, что до сих пор помогало избегать Третьей, – наличие у всех ее потенциальных участников ядерного оружия, страх перед которым не позволил холодной войне превратиться в "горячую". Но страх, как оказалось, – дело тоже временное.

И вот уже немцы готовы разместить американские ядерные ракеты у себя (читай: нарисовать на лбу мишень). При этом немецкий канцлер Шольц заявляет, что этого можно избежать, если Россия прекратит СВО. Это он ультиматум ставит с мишенью на лбу? Он безумен? А президент Франции, который говорит о необходимости отправки войск на Украину, – нормален?

В 2019-м, когда мир отмечал столетие окончания Первой мировой войны, тогдашний глава Евросовета Дональд Туск призвал Европу не повторять события начала той войны.

"Я говорю здесь о подъеме национализма и антиевропейского, и не только риторического, настроения во многих европейских столицах. Это пока не относится к сегодняшним лидерам, но эти силы растут на наших глазах. Это силы, которые поддерживают конфликт, а не сотрудничество, дезинтеграцию, а не интеграцию, – заявил он. – Когда я путешествую по Европе, у меня иногда складывается впечатление, что во многих европейских столицах есть партии и политики, которые ждут, когда произойдет ситуация, как с эрцгерцогом Фердинандом. Они ждут этого конфликта мечты, который изменит мировой порядок и европейский порядок, основанный на сохранении общих принципов и ценностей", – заявил он во время выступления на торжественных мероприятиях.

Интересно, что бы он сказал по этой теме сейчас?

А вот тот же Туск этой зимой уже в качестве премьера Польши:

"Я очень серьезно отношусь к словам президента Макрона о том, что Франция готова предоставить Европе свои ядерные возможности, чтобы она стала частью общеевропейской системы безопасности", – заявил он на пресс-конференции в Берлине после встречи с канцлером Олафом Шольцем, комментируя слова французского президента о том, что Париж "несет ответственность за то, чтобы предоставить свой ядерный потенциал в распоряжение Европейского союза". Кроме того, он призывал страны Запада срочно превзойти Россию в объеме производства вооружения и боеприпасов.

Они серьезно извлекли уроки и не хотят повторить ошибки столетней давности? Кажется, все ровно наоборот…