Version: 0.1.0

Трамп готовится к "ограниченной ядерной войне" с Россией

Дмитрий Родионов
Новая американская ядерная доктрина развязывает руки для применения ядерного оружия по любому поводу.

Малозаметной в наших СМИ прошла новость о появлении подробностей планируемой к появлению в конце января новой ядерной доктрины США. А зря. Там много интересного и настораживающего. Хочется надеяться, что в нашем Генштабе внимания ей уделили намного больше.

Как сообщила со ссылкой на бывшего старшего директора Совета национальной безопасности США по контролю над вооружениями и нераспространению Джона Вулфстала The Guardian, администрация Трампа планирует ослабить существующие ограничения на использование ядерного оружия и создать новую ядерную боеголовку с зарядом малой мощности для ракет Trident.

Вообще, принятие новой ядерной доктрины при каждом новом президенте США — это нормальное явление. Последняя доктрина была принята при Обаме в 2010 году. И она разительно отличалась как от предыдущей, так и от планируемой.

Американская ядерная доктрина — это стратегическая концепция, предусматривающая обеспечение безопасности США и их союзников в современном мире за счет вариантов ядерного и безъядерного ответа, а также ядерного потенциала, подкрепленного развернутыми системами обороны и переброски войск.

Краткая история вопроса

Доктрина от 2002 года, принятая при Буше-младшем, исходила из того, что в новой реальности, впервые после окончания Холодной войны, США имеют множество потенциальных противников, источников конфликтов и беспрецедентных вызовов соответственно, т.е. источников опасности для страны. Таким образом, доктрина предполагала возврат к политике сдерживания, адаптированной к новым условиям, в которых речь шла уже не о противостоянии с одним государством, а о противодействии целому ряду угроз.

Кстати, именно в той доктрине впервые говорилось о возможности стратегического ядерного сдерживания обычными средствами. Согласно этой концепции, "неядерные ударные силы" должны были снизить зависимость от ядерных в рамках общей стратегии.

При этом доктрина не исключала превентивного применение ядерного оружия. В документе также говорилось, что США оставляют за собой право прекратить сокращение и нарастить ядерные силы для ответа на непредвиденную угрозу. Предпочтительным же способом сокращения указывалось снятие боеголовок с носителей и перевод их в резерв, а не уничтожение.

В основе следующей доктрины, принятой в апреле 2010 года, лежала концепция недопущения распространения ОМП и главным образом предотвращения попадания его в руки террористов. Это означало, что Вашингтон уже не считал главной угрозой полномасштабную ядерную войну. Ситуации, в которых может быть применено ядерное оружие, ограничивались. В частности, было решено отказаться от применения ядерного оружия в конфликте с неядерными странами, для отражения угроз от них подразумевалось применение обычных вооружений. Впрочем, это распространялось только на те страны, которые выполняют обязательства по нераспространению ОМП (подразумевалось, что к таковым не относятся Иран и Северная Корея).

При этом США оставляли за собой право первыми применить ядерное оружие в случаях, если уровень разработки химического или бактериологического оружия может быть признан опасным для безопасности страны.

Кроме того, доктрина подразумевала сохранение на неопределенный срок "ядерной триады": межконтинентальных баллистических ракет, стратегических тяжелых бомбардировщиков и несущих атомное оружие подводных лодок. Однако при этом был прописан отказ от разработки новых ядерных боеприпасов.

Отмечу еще раз основные отличия ядерных доктрин.

При Буше в основе концепции лежал возврат к противостоянию с теперь уже множественными угрозами, при Обаме главным было недопущение попадания ядерного оружия в руки террористов, при этом доктрина фактически стремилась уменьшить роль ядерного оружия в обороне США.

Доктрина Трампа фактически дает Америке разрешение использовать ядерное оружие даже без веских на то оснований.

По словам Вулфстала, которые цитирует The Guardian, новая ядерная доктрина предусматривает оснащение модифицированных ракет подводного базирования Trident D5 новыми маломощными ядерными боеголовками с целью… внимание… сдерживания России от использования тактического ядерного оружия в конфликте в Восточной Европе.

Вулфстал прямым текстом говорит о том, что "любая попытка России или КНДР использовать ядерное оружие приведет к тяжелым для них последствиям".

О, как! Ну, с КНДР все было понятно, но вот Россия в таких документах упоминается впервые. И не просто упоминается, а объявляется главным врагом.

В недавно принятой стратегии национальной безопасности также говорится о том, что главные враги США — "ревизионистские державы" — Россия и Китай. Но в ядерной доктрине все же речь о другом. Россия (КНР тактично обошли, чтобы не нервировать совсем и так уже с крайним недоверием поглядывающий на новую американскую администрацию Пекин) названа открытым текстом не только политическим противником, но и потенциальным военным. Вообще тут все логично — политический противник в случае чего быстро становится военным.

Правда, совсем нелепо выглядят отсылки к необходимости сдерживания нашей страны от применения ТЯО в Европе.

Не нужно быть военным специалистом, чтобы понимать, что Москва никогда не применит ядерное оружие в Европе. Во-первых, не применит первой, поскольку наша военная доктрина исключительно оборонительная, во-вторых, в принципе не применит ядерное оружие в Европе просто потому, что это сразу же ударит и по нам, ведь мы пока что географически находимся в Евразии, а не в Америке, и если начнется ядерный конфликт на этом театре военных действий, то пострадает европейская часть России, где находится наша столица, все основные правительственные и военные структуры, органы управления, где, в конце концов, проживает большая часть населения России.

Впрочем, для сознания американского обывателя, который живет в мире, где Россия "оккупирует" территории миролюбивых и демократических Грузии и Украины, "аннексирует" полуострова и активно вмешивается в выборы по всему миру, включая родные Штаты, это все не аргументы. Он свято верит в то, что ему говорят по телевизору, а смотрит он, к сожалению, в массе своей далеко не RT. И он радостно поддержит обеими руками все документы, все доктрины, все концепции, которые гарантируют ему, что завтра страшный Путин не придет к нему в дом, и проголосует за "ястребов" в Конгрессе в следующем году.

Теперь об "изюминке" доктрины — об уменьшении ядерного заряда для пресловутых "трайдентов", что позволит фактически превратить их в тактическое ядерное оружие. Некоторые эксперты из-за этой детали уже окрестили новую доктрину стратегией "ограниченной ядерной войны", в основе которой нанесение локального ядерного удара без т.н. "неприемлемого ущерба" для самих США, который последовал бы в случае войны с применением СЯО.

Стоит отметить, что сторонники контроля над вооружениями уже выразили серьезную обеспокоенность по этому поводу, так как подобная стратегия делает более вероятной возможность начала боевых действия с применением ядерного оружия.

Тот же Джон Вулфстал говорит о том, что разработка новых типов ядерного оружия избыточна, поскольку в арсенале США есть все необходимые средства сдерживания.

При чем тут уменьшение заряда, спросите вы?

Во-первых, средство доставки новой боеголовки останется межконтинентальным. Иными словами, представим себе гипотетически в принципе невозможную ситуацию, что США наносят удар по России этими "трайдентами". По замыслу стратегов, боеголовки меньшей мощности типа лучше адаптированы для реальной войны в Европе, несут меньше разрушений и, как следствие, более слабую "ответку", что делает ядерную войну не всеобъемлющей, а как бы локальной и типа не страшной.

А теперь представьте себе, что летит в нашу сторону такой вот "трайдент". На нем, извините, написано, что там заряд малой мощности? А если бы и было написано? В ответ американцы могут получить кое-что посерьезнее, чем то, что по идее должно использоваться для отражения тактической ядерной атаки. Никто разбираться не будет.

Понимают ли их стратеги, в какие игры играют? Ах, да. Они же не собираются нападать на Россию первыми, они думают ее таким образом "сдерживать". Типа загнать "русского медведя" в его берлогу легкими тумаками. Но если представить себе, что "медведь" действительно сошел с ума и решил напасть на Европу, они всерьез думают, что на "легкие тумаки" он не ответит стратегическим арсеналом?

Думаю все же, что американские военные стратеги, даже несмотря на привитую с материнским молоком русофобию, в отличие от обывателей, все же понимают, что ни на кого Россия нападать не собирается.

Тогда к чему все это?

Конечно, можно вспомнить об угрозе Северной Кореи, с которой у Америки и впрямь отношения в последнее время балансируют на грани войны. И тут уже стоит напрячься Китаю, которого в число противников не включили, но который с КНДР граничит, и ядерная война на Корейском полуострове никак не может его не коснуться. И, кстати, России. Мы с КНДР тоже граничим. А заодно и союзникам США — Японии, про Южную Корею я уж молчу. Всего в этом регионе проживает более миллиарда человек, так что Америка реально играет с огнем.

Едем дальше. В новой ядерной доктрине планируется расширить перечень условий, при которых возможно применение американского ядерного арсенала, например ответ на неядерное нападение, приводящее к массовым жертвам, или атака на стратегические инфраструктурные, ядерные объекты и пункты управления.

Где гарантия, что такая атака "случайно" не произойдет и США, согласно новой доктрине, не применят первыми ядерное оружие?

Страшная суть новой доктрины в том, что американцы фактически разрешают себе кидаться ядерными боеголовками направо и налево, цинично уверяя, что раз они малой мощности, значит, это не приведет к каким-то катастрофическим последствиям. Самое же страшное, что они сами на полном серьезе верят в это заблуждение, думают, что смогут применить ядерное оружие где-нибудь в Европе, в Корее, на Ближнем Востоке, при этом спокойно отсидеться у себя на континенте.

Говорят, американские военные уже предлагали Трампу решить вопрос с ядерной программой КНДР путём нанесения выборочных и точечных ударов по соответствующим военным, промышленным и инфраструктурным объектам. К счастью, это предложение не было принято. К счастью. Пока.

Пока — потому что новая доктрина, которая будет представлена меньше чем через месяц, развязывает для этого руки.

На самом деле проблема модернизации ядерного оружия стоит на повестке дня Вашингтона не первый год, об этом говорили еще при Буше. Именно он начал модернизацию ядерной авиабомбы B61, направленную на смену мощности боеприпаса с 500 килотонн до 300 тонн в тротиловом эквиваленте.

Два года назад американцы провели испытание B61 12-й модификации. Особенность этой бомбы в том, что для нее не обязателен устаревший, по словам самого Трампа, бомбардировщик B-52. Ее может нести любой истребитель, в том числе многочисленные размещенные в Европе F-15.

Что касается тактического ядерного оружия, то США сами признают, что отстали от России.

С одной стороны, желание американцев компенсировать отставание в ТЯО понятно и логично. Еще можно вспомнить стремление Трампа возродить американскую промышленность, завалить ее заказами, в том числе "оборонку" (а для этого никак нельзя без образа врага, представляющего непосредственную военную опасность для США и их союзников, и таковых теперь два: КНДР и Россия).

Вспомним о том, что Трамп еще до вступления в должность проявлял особое беспокойство по поводу состояния американских ядерных сил. Он об этом заявлял практически каждый день. То он говорил, что США должны значительно усилить ядерную мощь до тех пор, пока мир не пересмотрит свое отношение к ядерному оружию, то сетовал, что Россия в области ядерных сил располагает более новыми средствами и расширяет свои возможности.

Напомню, в опубликованной в конце прошлого года новой стратегии национальной безопасности США были подвергнуты критике усилия прежних администраций по ограничению роли стратегических ядерных сил в национальной обороне после окончания Холодной войны. Ядерное оружие в противодействии как ядерной агрессии, так и "стратегическому нападению с использованием неядерного оружия и широкомасштабной агрессии с использованием конвенциональных вооружений" теперь должно начать играть ключевую роль.

В начале своего президентства Трамп дал задание министру обороны Мэттису провести ревизию ядерных сил США. Тогда же заговорили о создании новой доктрины, которую ожидали еще в прошлом году. Многие с надеждой, и как выяснилось — зря.

Хотя большинство экспертов, трезво оценивая стремление Трампа возродить ядерный потенциал Америки и его готовность махать ядерной дубиной по поводу и без него, особых иллюзий не питали.

Его стремление сделать Америку "снова великой" — хорошо. Стремление бороться с глобализмом, определяющим лицо дотрамповского однополярного мира, вообще прекрасно. Проблема в том, что делается это ценой, в том числе, утяжеления той самой ядерной дубины, без которой, по мнению Трампа, Америке "снова великой" не стать.

И вес этой дубины будет увеличиваться стремительно и непропорционально реальным угрозам, существующим в мире.

Сообщается, что администрация Трампа планирует потратить до $400 млрд на модернизацию и поддержку ядерных сил. Бюджетное управление конгресса США утверждает, что всего на эти цели в ближайшие 30 лет планируется выделить $1,2 трлн.

И речь не только о ядерных силах. Вспомним недавно подписанный Трампом рекордный военный бюджет в 700 миллиардов, в котором, кстати, отдельно прописаны расходы на "сдерживание России".

Вкупе с новой стратегией национальной безопасности и логически ее дополняющей ядерной доктриной это создает самую серьезную угрозу миру со времен окончания Холодной войны, когда две сверхдержавы могли в противостоянии друг с другом уничтожить целый мир.

И эта Холодная война возвращается уже не только в форме войны информационной, локальных столкновений в разных уголках планеты, гонки вооружений и т.д., но и в виде планетарной ядерной угрозы. Причем осознание факта того, что американские политики и военные пребывают в плену иллюзий относительно возможности осуществления "ограниченной ядерной войны" без серьезных последствий, пугает еще больше, чем страх перед ядерным апокалипсисом прошлой эпохи.

Ведь если сильно махать дубиной во все стороны, можно обязательно кому-нибудь заехать. Особенно если делаешь это в закрытом помещении. А нас на планете уже 7,5 миллиардов. Слишком тесно, чтобы можно было позволить себе такие преступные игры.