2018-й: мир снова на грани?
Вспоминать подробно все важные события ушедшего года — дело неблагодарное. Обязательно что-то забудешь. Поэтому начну с конца. И по традиции уже — на мажорной ноте.
Как пишет немецкий Welt, гиперзвуковой комплекс "Авангард" стал причиной паники в Пентагоне. Издание напоминает, что еще в марте начальник Стратегического командования США Джон Хайтен заявил, что у Пентагона нет систем защиты от подобного оружия и теперь в США "действуют под давлением", объявив срочный секретный тендер на разработку и реализацию комплекса перехвата таких ракет.
Оказывается, американской ПРО просто нечего противопоставить новейшей российской разработке.
Видео с испытательным пуском "Авангарда", наверное, смотрели все. И испытывали гордость — есть за что. Впервые со времен окончания холодной войны можно говорить о реальном балансе сил, который фактически был нарушен в 90-е. Даже больше: сегодня у нас есть оружие, способное прорывать американскую ПРО, а у них — нет. Баланс теперь явно в нашу пользу.
Жаль, что показали только пуск, а не то, как ракета поражает цель, — тогда паника началась бы уже не только в Пентагоне.
Думаю, адекватные люди в США прекрасно понимают, что никто на них нападать не собирается, но нагнетать панику они любят, иначе как заставлять конгресс поддерживать выделение фантастических сумм в военный бюджет?
Или вот публикация We Are The Mighty — про то, как российские подлодки уничтожат США. Что это, если не паранойя?
Сколько таких алармистских публикаций было за последнее время? Не счесть. А началось все после 1 марта, когда российский президент в послании Федеральному собранию рассказал о новом российском оружии.
Правда, сначала они не верили, говорили, что это "мультики". Судя по всему, теперь поверили.
"Слушайте Россию!" — сказал тогда российский лидер. Едва ли можно ожидать этого от наших американских друзей. Слушать они не умеют. А демонстрация силы для них является разве что поводом для еще большей истерической милитаризации. Впрочем, таков менталитет американцев — они спокойно будут смотреть, как друг друга уничтожают европейцы и азиаты, но, как только опасность нависнет над ними, моментально впадают в истерику и не способны к конструктиву.
Таким шагом можно назвать анонсированный осенью Дональдом Трампом выход из ДРСМД, который, если состоится, нарушит всю сложившуюся систему безопасности во всем мире, поставив его в еще более опасное положение, чем во времена холодной войны. Впрочем, в этом есть логика: американцы последовательно разрушают ту архитектуру, которую сами выстроили после окончания холодной войны: сначала был выход из договора по ПРО, теперь вот ДРСМД, уже говорят о том, что СНВ-3 доживает последние дни.
Конечно, их можно понять — к примеру, в том плане, что в эту архитектуру никак не встроен Китай, который уже является третьей военной силой и второй экономикой мира, грозя обойти США повсюду. Но целью также является купирование России, которая внезапно для Вашингтона показала, что у нее есть свои интересы. Иначе почему Пекину они не выдвигают никаких условий, а нам выдвигают, причем по надуманному предлогу?
Окончание срока действия ультиматума о прекращении "нарушений" ДРСМД в начале февраля станет важным маркером: выйдут ли они из договора немедленно или продолжат, как у нас говорят, дергать Машку за ляжку.
Может, в 2019-м будет наоборот и мы, подойдя к опасной черте, сможем нащупать какой-то компромисс. А в 2018-м мы продолжали наблюдать поступательное ухудшение отношений между США и Россией.
"Похвастаться особо нечем", — заявил под конец года в интервью "РБК" замминистра иностранных дел Сергей Рябков. По его словам, между Москвой и Вашингтоном нет структурированного диалога, а огромное количество двусторонних проблем никак не решаются. Для их разрешения необходима воля американской стороны. Но тут все упирается в то, что члены Конгресса США, работающие на российском направлении, "не погнушаются никакими мерами" для того, чтобы попытаться усилить нажим на Москву.
"Это, как раньше говорилось применительно к другим ситуациям: был бы человек, а статья найдется", — охарактеризовал ситуацию дипломат.
Рябков еще дипломатично выразился. На самом деле, в американском политикуме тотальная паранойя по теме России. Россия то, Россия се, договоры нарушает, в выборы вмешивается. Даже в те, в которых побеждают противники Трампа!
Вы вообще можете себе представить, чтобы в нормальной стране президента обвиняли в сговоре с другой страной, проводили специальное расследование, в итоге так и не находили никаких доказательств, но продолжали раскручивать истерию? На днях Трамп назвал ситуацию "величайшим обманом в истории американской политики". Впрочем, англосаксы подобные вещи любят, тем более что они позволяют во вроде бы демократической стране создать, по сути, "инквизицию", тоталитарную идеологию, с помощью которой можно бороться с неугодными.
Доказательств сговора президента с русскими так и не нашли? Не беда, поищем еще. Зато в процессе нашли доказательства причастности президента к секс-скандалам. Вроде немного, но повод начать подготовку к запуску импичмента есть.
Трамп заявляет, что если и был сговор с Россией — то у Клинтон. Тем самым подтверждая, что "сговор" все-таки был. Он вообще, судя по всему, до сих пор не выработал единой линии защиты: то сговора не было, то сговор не является преступлением, то он спрашивает у Путина: а был ли сговор, мол, я доверяю разведке. Согласитесь, выглядит по-идиотски.
Трамп отчаянно пытается переключить внимание внутренней аудитории. Ему нужны внешние победы. Это и торговые войны с Китаем, и диктовка условий "зарвавшейся" Европе, и давление на Иран, и Сирия.
Под конец года Трамп заявляет об очередной победе над ИГИЛ (организация признана террористической и запрещена в РФ) и, уже впервые, о выводе войск из Сирии, кроме того, обещает вернуть солдат из Ирака и Афганистана. Вот это перемога! Если Буш и Обама только кидали американских граждан и деньги налогоплательщиков в мясорубку ненужных Америке войн, то Трамп, смотрите, исправляет эти ошибки!
Правда, в последний день года стало известно, что он распорядился замедлить вывод войск из Сирии. Едва ли кто верил, что они реально уйдут, тем более — полностью. К тому же спектакль под названием "вывод войск" имел еще одну цель — отдать территории, контролируемые союзными американцам и ими кинутыми курдами, Турции. В обмен на отказ от российских С-400. Задача максимум была и вовсе — столкнуть Москву и Анкару.
В последнем они точно просчитались: курды вовремя поддержали сирийские власти и позволили им взять территорию под контроль, а Анкара приняла это решение, не желая вступать в конфликт с кем-либо по воле Вашингтона.
Отношения с Турцией у Трампа в этом году складывались очень тяжело, лишь под конец все относительно устаканилось. Но Трамп умудрился перессориться практически со всем миром, включая всех традиционных союзников США.
На этом фоне еще одной победой выглядит встреча с Ким Чен Ыном, которая, впрочем, не привела к решению проблем — стороны, как говорится, договорились договариваться. Тем не менее напряженность (которая до этого была фактически искусственно создана американским президентом) снята, Трамп, конечно, может записать ее в актив.
"Победа" в Корее еще нужна была для того, чтобы переключить внимание на Иран. Этой весной Трамп выполнил обещанное и вышел из "ядерной сделки", чем нанес удар скорее не по Ирану, а по своим европейским союзникам, которые участвовать в американских играх и отказываться от торговли с Ираном себе в убыток не намерены. И это вбивает еще больший клин в отношения между США и Европой, толкая ее к объединению против Америки.
Усугубляют положение введенные против Европы пошлины: Трамп пытается показать, что у него вообще нет друзей, а есть только экономические интересы и торговые войны — универсальный способ их отстаивания, который может быть применен к любому. Между тем все это является элементом создания механизма давления на Европу. Не только по поводу Ирана, но и по поводу "Северного потока — 2", который становится для Брюсселя оплотом независимости от Вашингтона, по сути символом сопротивления.
Впрочем, отношения у Европы с Россией тоже пока не складываются. Больше всех тут преуспела Британия, которая в марте инициировала обвинения Москве в отравлении Скрипалей — это стало поводом для Лондона не только самому инициировать дипломатический скандал, но и втянуть в него другие страны Европы. Антироссийские выпады Лондона с тех пор происходят регулярно.
А ведь Британия из Европы уходит. Но уходит тяжело и с неизбежными потерями. Ей сейчас нужно переключить внимание на что угодно, и Россия, которой Западом объявлена новая холодная война, — идеальный объект. Впрочем, переключение внимания едва ли спасет кабинет Мэй от неизбежного краха: договориться о взаимовыгодном Брексите так и не удалось, а заставить депутатов принять условия ЕС — нереально.
Интересно, что кризис власти в последнее время переживают все крупнейшие страны Европы. В Британии правительство на грани отставки, в Германии наконец уже окончательно завершилась эра Меркель, которая просто доживает свои дни в кресле канцлера и едва ли пойдет на принятие каких-то исторически значимых решений. Во Франции и вовсе практически революция.
Причины происходящего — в первую очередь как раз в потере субъектности и в подчинении Вашингтону даже там, где это крайне невыгодно самой Европе. В том числе — в вопросе отношений с Россией. В ЕС это с каждым годом понимают все больше, хотя инерция пока что заставляет следовать прежней политике.
Но уже все слабее и слабее. Перед последним днем года канцлер Австрии Себастьян Курц заговорил о постепенном снятии санкций с России, правда, вновь увязав это с минскими соглашениями. Впрочем, сами разговоры об этом — уже позитив, хотя пока и остаются разговорами. Но есть и реальные дела. Если в марте почти вся Европа поддержала Британию в "деле Скрипалей", выслав наших дипломатов, то вот новые санкции за инцидент в Керченском проливе европейцы сочли контрпродуктивными. Это правда прогресс.
Я намеренно в конец задвинул Украину. На этом фронте никаких перемен нет и быть не может. Разве что — перемены к худшему. Подписание президентом "закона о реинтеграции", ставящего крест на минских договоренностях, убийство главы ДНР, продолжение разрыва связей с Россией, превращение Азовского моря в новую арену противостояния, постоянно нагнетаемая напряженность уже не только в Донбассе, но и на границе с Крымом, слухи о новой войне, провалившееся военное положение, едва ли хоть как-то помогшее Порошенко оттянуть час икс. Все это лишь приближает ситуацию к новому взрыву.
Оно, впрочем, и к лучшему, сколько можно-то уже? Хотя не исключен и вариант мирного трансфера власти на Украине. Едва ли он приведет к положительным результатам, тем более — быстро, в любом случае, будет хоть что-то новое. Но это уже в наступающем году.
Уверен, будет интересно.