Два года скачков: полет нормальный
Наверное, немногие, особенно, на фоне последних событий на международной арене, вспомнят о том, что сегодня годовщина украинского «Евромайдана» или, как принято говорить в стране победившего «Майдана» — «революции гiдности». Уже вторая, между прочим. Ее не особо вспоминают и на Украине — без всяких торжеств. Может, потому, что два года — дата некруглая. Или потому, что отмечать не на что — стран на грани дефолта. Или потому, что отмечать в сущности нечего. Нечем и гордиться. Ни одной из целей, которые декларировал «Майдан», не достигнуто, напротив — по многим критериям ситуация ухудшилась просто фантастически.
А ведь требования то были такие хорошие и правильные — стремление к европейскому уровню жизни, свободе перемещений по Европе, отстранение от власти запятнавших себя чиновников и олигархов, борьба с коррупцией, освобождение политзаключенных. А что в итоге? Уровень жизни упал до катастрофических отметок, люди выживают только благодаря имеющимся запасам. Не может быть и речи не то, чтобы о свободе перемещений по Европе, но и о свободе перемещения по стране, чтобы не быть ограбленным или убитым непонятными вооруженными формированиями с сомнительным статусом. Уровень коррупции побил все рекорды за все годы незалежности, а олигархи получили еще больше властных рычагов, чем раньше. Тюрьмы заполнились новыми политзаключенными — противниками уже новой власти. Причем людей сажают уже просто за «лайки» в соцсетях и разговоры с родственниками и друзьями в т.н. «зоне АТО», чего при Януковиче просто невозможно было себе представить.
Разрыв экономических связей с Россией привел к гибели украинской промышленности, закрылись сотни предприятий, тысячи людей оказались на улице без средств к существованию. Украина превращается в аграрный придаток Европы, и, как заявил недавно один бизнесмен, для ее в этом качестве нормального функционирования достаточно будет оставить населения в 10 миллионов человек. Остальным придется погибнуть или эмигрировать. Вопрос только, куда? Уж точно не Европу, ради которой украинцы как безумные скакали на морозе три месяца.
Но самое страшное даже не все вышеперечисленное. Мы потеряли Украину как страну вообще, получив на огромной территории между Россией и Европой черную дыру неадекватности, для которой война всех против всех — это естественное состояние и которая вообще не понятно каким чудом до сих пор держится в качестве единой страны.
До «Майдана» («домайданная Украина» кажется уже прошлой жизнью, иной реальностью) жил у меня в Киеве один знакомый, психиатр по профессии. Окна у него выходили буквально на тот самый «Майдан». Когда я спрашивал его, каково ему все это терпеть, он искренне удивлялся: «Ты что! Это же такой потрясающий материал для исследований! Это же на докторскую тянет!»
С тех пор я ничего не знаю и не слышал о нем. Жив ли он? Пережил ли весь этот «цирк», к которому питал столь восторженный профессиональный интерес? Или тоже сошел с ума вместе со всем своим подопытным материалом и сгинул где-нибудь в зоне АТО? Хотя, думаю, скорее всего, уехал из этой страны — ведь одно дело ездить в психиатрическую больницу на работу, а другое жить в одной из ее палат.
К слову, большинство моих знакомых покинуло Украину. Разумеется, те, кто успел. Кто не успел — сидят по статьям, которые в одночасье стали самыми часто применяемыми: терроризм, сепаратизм, попытки свержения власти. И уже кажется естественным, что многих моих друзей, у которых я ранее никогда не обнаруживал каких-либо политических взглядов, я впоследствии обнаружил в рядах ополчения Донбасса. Мало кто может спокойно смотреть, как средневековое варварство уничтожает его страну, инфицируя людей, словно чума.
Но, к сожалению, «инфекция» оказалась заразнее, чем мы думали. И сегодня, когда страна потеряла значительную часть территории, когда полтора года продолжается гражданская война, когда беспредел вооруженных бандитов уже стал обыденностью, а простым людям нечем оплачивать коммунальные услуги, когда счет за один только газ в два раза превышает пенсию, — сегодня коллективное безумие по-прежнему не отпускает соседей.
Нет, конечно, согласно сегодняшней социологии, уже нет того большинства, которое еще год назад выступало за силовое решение территориальных проблем, да и количество желающих в Евросоюз уменьшилось на 8 процентов. И вообще 72% граждан Украины недовольны тем, в каком направлении движется страна. И выборы, на которых, правда, по-прежнему, побеждают «майданные партии» (а других в сегодняшней Украине нет и быть не может) , большинство населения игнорирует — голосует ногами.
Пелена с глаз постепенно спадает, по мере того, как приходит горькое осознание того, что «зря скакали». Впрочем, пропаганда делает свое дело, и в головы украинцев продолжает вдалбливаться мысль, что вина за все неудачи лежит исключительно на России, которая по-прежнему не желает отпускать «молодую демократию» в «европейский рай». Понимающие люди говорят, что достаточно будет в течение полугода показывать стране «правильные» каналы, чтобы выветрить из голов «майданный туман». Хочется верить, что это так, несмотря на то, что и мне иногда кажется, что Украину мы потеряли всерьез и надолго.
Недавно один мой знакомый побывал в Киеве — впечатлений масса. По его словам, очень похоже на Берлин 30-х. Хотя, на мой взгляд, аналогия все же не верна — у немецких нацистов все же была какая-то хоть и отвратительная, но идеология, и чрезвычайно притягательная для масс эстетика. И порядок был, разумеется. У украинских нацистов нет никакой идеологии, кроме «кто не скачет — той москаль». И порядка нет — происходящее на Украине все больше напоминает анархию. Так вот, по словам моего знакомого, по улицам гулять просто страшно. По городу ходят непонятные люди в камуфляже без опознавательных знаков, но с оружием. Прохожие, завидев их, стараются перейти на другую сторону улицы. Для контраста: в Донецке и Луганске человек в форме вызывает уважение, воспринимается гражданскими как защитник, носить форму модно и престижно, а тут…
По всей стране расцвело доносительство как способ сведения личных счетов. И эти люди упрекают нас за Сталина? Атмосфера страха повсюду — вот главное впечатление моего товарища от столицы незалежной. А ведь я помню Киев еще во времена «Майдана», когда достаточно было отойти от «Майдана» на пару кварталов, и здесь, в центре, люди сидели в барах, ходили в клубы и понятия не имели, что там происходит на этом «Майдане», который был скорее локальным событием, малоинтересным миллионному городу. Следует признать, что большинство украинцев просто проспали переворот, не придали значения происходящему. А что теперь? А теперь жители Киева, которые коренные, а не которые понаехали с западенщины, без особой надобности и на улицы то не выходят. Да и выходить некуда — все дорого.
Прочитал тут свежий анекдот. «Приходит Яценюк в банк за кредитом. Его спрашивают: сколько надо? Он: три миллиарда долларов! Банк: на какой срок? Яценюк: в каком смысле?» Смешно? Ну, конечно, смешно. Смешно слушать паясничество Яценюка, когда он просит европейцев взять на содержание украинских чиновников и хвастается, как он оставил Путина без денег. Смешно смотреть на Порошенко, когда его, словно нашкодившего котенка, отчитывает фрау Меркель, а он потом бежит в Киев рассказывать украинцам о том, что минские соглашения просто не так поняли, и на самом деле там говорится о том, что Украина будет единой, а Запад заставит Россию «вывести оккупационные войска». Смешно видеть недоумевающие лица украинских политиков, искренне возмущающихся тому, что Россия вдруг «ни с того ни с сего» закрывает для них воздушное пространство и (вот наглость, да?) планирует вводить заградительные барьеры для украинских товаров с 1 января будущего года. Было бы смешно, если бы не было так грустно.
Украинские пропагандисты называют Россию Мордором — черной страной. А как назвать страну, в которой каждое утро начинается с новостей типа «80-летняя бабка повесилась, получив счет за газ в 4000 гривен при пенсии в 1000»? Или «в Киеве патрульные полицейские расстреляли милиционеров». Не зря уже Украину называют «северным Сомали». Где еще в мире возможно такое?
Мы все потешаемся над грядками укропа на «Майдане», над драками украинских политиков с применением бутылок, над обливанием зеленкой и засовыванием в мусорные баки. Но ведь это только часть декораций украинского цирка. А есть еще война, тысячи убитых, потерявших дома, имущество. Есть растерзанный Донбасс, сожженный Дом профсоюзов в Одессе, тысячи политзаключенных по всей стране…
Сегодня, спустя два года после начала «Майдана» для меня до сих пор загадка: КАК? Как можно было за столь небольшой срок довести целый народ до коллективного безумия? Ведь даже, спустя два года кровавого хаоса люди приходят и голосуют за, извините, откровенного клоуна Кличко или еще хуже — Ляшко. Ведь продолжает большинство населения мечтать о Евросоюзе, хотя последний за эти два года, казалось бы, совершенно прямым текстом объяснил, что Украине ничего не светит. Ведь продолжают многие поддерживать войну, при этом сами скрываются от мобилизации и не где-нибудь, а на территории «государства-агрессора».
И ведь находятся такие, у которых хватает даже не знаю чего, чтобы радоваться катастрофе российского самолета над Синаем, как в прошлом году они радовались «колорадским шашлычкам» в Одессе. Или которые за парижскими терактами видят коварную руку Москвы…
Сегодня, на фоне разворачивающейся на мировой арене глобальной войны с террором и средневековым мракобесием, Украина немного отошла на второй и даже третий план мировой повестки дня. Но это временно. Европа устала от Украины. Она хотела бы отмахнуться от нее, как от назойливой мухи — мешают лишь личные обязательства европейских лидеров по минским договоренностям — их необходимо выполнить хотя бы формально. Но выполнить их можно будет лишь после полной денацификации Украины, а это не только устранение от власти хунты и разоружение всех боевиков, но и грандиозная «вправка мозгов» всему населению. И это тоже придется делать России, так как больше некому.
Впрочем, как я уже говорил, состояние пациента внушает осторожный оптимизм. Может, еще не все потеряно? Ведь вылечили в свое время Германию от нацизма… Правда, какой ценой…