Покойный Франко снова дотянулся до Ленинграда
27 января исполнилось 76 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда.
Отмечают эту дату во всех уголках бывшего Советского Союза, героическую историю Ленинграда помнят не только на постсоветском пространстве, но и за его пределами. На прошлой неделе в Иерусалиме был открыт монумент защитникам и жителям блокадного Ленинграда "Свеча памяти".
Трагедию Ленинграда невозможно забыть или обойти стороной, изучая историю войны. За годы блокады погибли, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 миллиона человек, из которых только 3% —от бомбежек и артобстрелов, остальные умерли от голода. Но город выстоял почти 900 дней. И те, кто защищал его на фронте, те, кто, голодая, трудился в тылу, — без преувеличения, герои, о подвиге которых помнит весь цивилизованный мир.
Но есть другой мир, не очень цивилизованный, где героизируют тех, с кем боролись защитники Ленинграда.
Попытки переписать историю Второй мировой в последнее время стали настоящим трендом. Они преследуют две цели:
— принизить значение победы СССР;
— оправдаться за участие собственных коллаборационистов в преступлениях гитлеровцев.
В этих преступлениях успели поучаствовать представители практически всех стран Европы, в первую очередь завоеванных Германией. Не знаю, правильно ли, когда целый народ стыдится отдельных своих выродков, но гордиться тут точно нечем.
А некоторые гордятся. И ладно бы речь шла про страны Прибалтики, Украину или Польшу, к чьим выходкам мы уже привыкли. Неприятно и странно получать эдакий нож в спину от тех, от кого не ждешь. Так, многих шокировал недавний пост немецкого депутата, которая выражала сочувствие беженцам из Восточной Пруссии, ни словом не обмолвившись о причинах, по которым тем пришлось бежать. Пост вызвал скандал, и политик его удалила. Во всяком случае, до героизации солдат вермахта не докатилась — для Германии это было бы слишком.
А вот в Испании, которая хоть и не входила в военный союз с Германией, но чьи граждане успели повоевать против СССР, видимо, не испытывают за это стыда. И даже напротив — гордятся.
На днях журналист Мануэль Вильяторо опубликовал на страницах одной из крупнейших испанских газет ABC статью под названием "Пять главных сражений "Голубой дивизии" в ледяном аду во время Второй мировой войны".
"Голубая дивизия" — подразделение из испанских добровольцев, сражавшихся на стороне Германии в ходе Второй мировой. Отметились они в первую очередь как раз в ходе Ленинградской битвы, в том числе во время Красноборской операции, когда они вместе с немцами выступали в роли обороняющихся.
Испанцы выдержали два удара многократно превосходящих сил 55-й советской армии и помешали прорвать блокаду, к тому моменту длившуюся уже 2 года. К блокаде "Голубая дивизия" тоже приложила руку. И за провал операции "Полярная звезда", призванной разблокировать Ленинград, продливший блокаду еще на год, умиравшие от голода жители Северной столицы могут сказать спасибо, в том числе, "героизму" испанцев.
Большой вопрос, конечно: можно ли назвать героизмом желание погибнуть на чужой земле за право ее грабить?
Вот, что об этом пишет Вильяторо.
"Для одних эти солдаты – злодеи, для других – герои, однако ясно одно: за свою историю они совершали необычные поступки — например, чтобы оказаться на поле боя, за несколько недель прошли пешком 1 тысячу километров. Прибыв на фронт в 1941 году, они начали необычный путь по полям сражений в СССР. В результате испанские солдаты проявили свои лучшие качества во время пяти разных сражений".
Оборону Красного Бора от солдат Красной армии Вильяторо называет "самым смелым" поступком "Голубой дивизии".
"Натиск был таков, что за менее чем 24 часа боев погибли 1125 испанцев, было ранено более 1 тысячи и около 90 человек пропали без вести. Немецкая пехота под командованием генерала Филиппа Клеффеля пришла на помощь испанцам только через 10 часов после начала боя, на час позже своей авиации. Количество погибших в этот день в 16 раз превысило уровень смертности бойцов немецкого легиона "Кондор", потерявшего около 300 человек", — восторгается он, явно гордясь своими героями.
Наверное, для человека, не знакомого с историей Второй мировой, это описание и впрямь покажется героическим. Но уверен, что первое впечатление быстро развеется, когда этот человек почитает о блокаде Ленинграда и других преступлениях, которые творили на советской земле гитлеровцы и их прихлебатели.
Вильяторо это явно не смущает. И историю он, полагаю, знает. И он уже не в первый раз отмечается подобными опусами. Год назад он же во все той же ABC опубликовал материал под названием "Ложь Сталина о взятии Берлина длиной в 70 лет", в котором не скрывает своих симпатий к оборонявшимся в своей столице немцам. Да, в общем, уже одно название статьи говорит само за себя.
Так кто этот человек? Ненормальный? Убежденный нацист? Или тот, кто целенаправленно занимается переписыванием истории на зарплате?
Знает ли Вильяторо, что происходило в блокадном Ленинграде? А он в курсе, что блокада была спланирована нацистской Германией до начала войны с Советским Союзом? Об этом сегодня рассказал историк Александр Дюков. По его словам, главной целью было намеренное уничтожение голодом жителей города.
Или для Вильяторо это тоже меркнет на фоне "героизма" его соотечественников?
К Испании всегда было немало вопросов. Да, Франко вывел "Голубую дивизию" с фронта в конце 1943-го. Правда, под давлением Запада, а не оттого, что совесть заела. К тому же поражение Германии становилось все очевиднее, а на стороне проигравших никому быть не хочется.
Сторонники Франко скажут, что и вводил он ее неохотно — чтобы создать видимость лояльности Гитлеру (ага, держа фигу в кармане), заодно утилизировав на фронте своих же наиболее отмороженных радикалов. Скажут, что официально Испания сохранила нейтралитет и к ней не может быть претензий.
Но звучит это как-то неубедительно, особенно учитывая, что Гитлер помогал Франко прийти к власти через гражданскую войну с законным правительством. И можно не сомневаться, что если бы Гитлер победил СССР, то Франко первым примчался бы разделить с ним радость победы, уверяя, что всегда верил в него. Как, полагаю, и большинство западных лидеров. И ведь и мчались на поклон к Гитлеру, пока он поглощал одну европейскую страну за другой, в ожидании, когда он уже нападет на СССР. Просто не все открыто воевали на его стороне, как Италия или Румыния.
Но все же Испания в стороне не стояла, и ее солдаты тоже виновны в тех бедах, которые принесла война нашему народу. Просто Франко вовремя "слился" и смог не только избежать наказания, которому подверглись его друзья Гитлер и Муссолини, но и правил Испанией еще аж до 1975 года. Ведь это было выгодно Западу, Франко был для них "своим негодяем", да, в общем, и Гитлер им был, пока не напал на Польшу.
В самом испанском обществе с тех пор тоже нет единства относительно личности Франко и его деяний. До сих пор идут ожесточенные дискуссии, а сегодня и вовсе наблюдается политика "дефранкизации" — в прошлом году его тело, несмотря на протесты сторонников, вынесли из Долины Павших.
И на этом фоне появление в одной из крупнейших и самых читаемых газет Испании статьи, прославляющей "Голубую дивизию", не может не вызывать озабоченность. И это не в первый раз. В прошлом феврале это же издание уже писало о "героическом" боевом пути "Голубой дивизии", о том, как испанские солдаты, "стойко перенося лишения и бросая вызов смерти", "достойно сопротивлялись" Красной армии, находясь при этом "в тяжелейших условиях".
Все это выглядит странно и тревожно. Тем более на фоне охватившей Запад русофобской истерии, выражающейся в многочисленных попытках переписать историю войны. И почему сквозь пальцы на подобные вещи смотрит испанское правительство социалистов, которые не только на словах борются с франкизмом, не побоявшись пойти на такой вызывающий раскол в обществе шаг, как перезахоронение диктатора?
Повторю, на фоне общего тренда это выглядит вдвойне некрасиво, даже если учитывать, что Мадрид, очевидно, не стремится к реабилитации нацизма и его пособников, а просто некий журналист хочет выпендриться.
Может, стоит поставить вопрос ребром? Тем более что не в первый раз уже…