Не любишь русских — плати!
Вице-президент Латвийского общества врачей, анестезиолог-реаниматолог Робертс Фурманис публично похвастал, что отказал посетителю в помощи только потому, что тот говорил по-русски.
Он рассказал, как к нему обратился мужчина в футболке с надписью "Россия" с просьбой помочь найти родильное отделение.
"Я сказал: "Добрый день. Здесь Латвия. Начнем с того, что будем говорить на латышском". Он развернулся и ушел", — сказал Фурманис, добавив, что сам он "до костей латыш" и у него даже есть майка с такой надписью.
Фурманис не какой-то маргинал, это весьма известный специалист, которого часто приглашают на телевидение. С другой стороны, ничего удивительного: русофобия в странах Прибалтики давно стала госидеологией и частью менталитета, который искусственно развивается с первых дней независимости. Так что подобное поведение давно стало нормой для всех слоев общества.
Кто-то скажет, ведь не умирающему в медицинской помощи отказал, всего лишь отказался показать дорогу. Но нет, в бывших республиках бывало, что русскоязычным реально отказывали в медпомощи. Подобные случаи были в соседней Эстонии, где не знающего в должной мере госязыка пациента отказался принять хирург, и даже на Украине, где стоматолог хвасталась, что не обслуживает тех, кто говорит с ней по-русски.
Сегодня стоматолог, а завтра реаниматолог? Клятва Гиппократа носит национальный характер?
В конце августа еще один уважаемый человек, депутат сейма от праворадикального "Национального блока" Янис Иесалниекс заявил, что русские в Латвии должны прекратить быть русскими. Ассимиляция, по его словам, является единственным способом для латвийских русских стать по-настоящему своими.
Наверное, если бы в какой-либо другой стране ЕС заявили что-то подобное, это был бы скандал, а допустивший такое высказывание политик немедленно ушел бы в отставку. Но, повторюсь, для Прибалтики это норма. Напомню, что в Латвии и Эстонии до сих пор существует позорный институт "негражданства": после обретения страной независимости почти треть жителей оказались фактически апатридами, лишенными элементарных гражданских прав.
Ничего подобного нет нигде в Европе, ибо это натуральный апартеид. Возможно, это нормально смотрелось бы где-нибудь в Африке. Но не в стране Евросоюза в XXI веке. И Брюссель на это всегда закрывал глаза.
Впрочем, латышские власти с этого года сделали "поблажку" русскоязычным: теперь дети неграждан, рожденные в Латвии, автоматом становятся гражданами. Ну, спасибо, облагодетельствовали прям! Теперь в Латвии подлинная демократия и уважение к интересам и правам нацменьшинств!
Иллюзии быстро развеивают депутат Иесалниекс и доктор Фурманис: до реальной демократии и правового государства Латвии еще как до Китая пешком.
Очевидно, дискриминация — это не просто ненависть к русским. Таким образом эти страны хотели бы обезопасить себя от прихода к власти "пророссийских" политиков. Конечно, ничто не мешает русскоязычному "ассимилировать" и войти во властные органы, но будет ли этот человек после этого русским?
Латышский официоз любит в качестве примера такого "правильного русского" приводить экс-мэра Риги Нила Ушакова. На самом деле его едва ли можно назвать прямо уж "пророссийским". Однако даже он всегда стоял поперек горла у латышских националистов, в итоге его "выдавили" в Европарламент. В любом случае, Ушаков — это скорее исключение, чем правило.
Правило же в Латвии остается неизменным: русскоязычные — это люди второго сорта, а если человек еще и поддерживает Россию и, не дай бог, ходит в майке с соответствующей надписью — он "оккупант" и "враг государства".
Можно долго рассуждать о том, почему Россия многие годы позволяла соседней стране открыто дискриминировать соотечественников, проводить подчеркнуто антироссийскую внешнюю политику и какие меры воздействия мы вообще можем применить к государству, входящему в ЕС и НАТО.
И все-таки такие меры есть.
На днях глава латвийской государственной компании "Латвийская железная дорога" Марис Клейнбергс пожаловался на спад грузоперевозок в стране из-за того, что Россия перенаправила товаропоток в собственные порты. По его словам, в прежние годы грузы из России составляли до 70 процентов от общего грузопотока по Латвийской железной дороге.
Падение произошло, в первую очередь, за счет снижения объема перевозок нефти, нефтепродуктов и каменного угля.
"Главная причина падения заключается в том, что все больше угля перегружается на терминалах в порту Усть-Луги в Ленинградской области", — подчеркнул Клейнбергс. И сообщил, что к концу года компания будет вынуждена уволить 1,5 тыс. сотрудников — примерно четверть всех работников.
Из СССР страны Прибалтики уходили с весьма мощными экономиками — эти три республики были "витринами социализма", в них вкладывались огромные деньги, кстати еще с царских времен (достаточно вспомнить Русско-Балтийский вагонный завод).
Весь Советский союз знал и пользовался продукцией ВЭФ, РАФ, РЭЗ, РВЗ. Все это Прибалтика "разбазарила" или уничтожила по требованию Европы, которая была согласна принять эти страны лишь в том случае, если они не могли составить никакой экономической конкуренции.
В обмен Евросоюз согласился взять их на содержание, а также позволить их гражданам работать у себя. Только так удавалось поддерживать более или менее приемлемый для Европы уровень жизни (при этом страны Прибалтики до сих пор самые бедные в ЕС).
Конечно, Европа оставила прибалтам еще кое-какие возможности зарабатывать в собственных странах — к примеру, на грузоперевозках через порты в Риге, Вентспилсе и Клайпеде. Еще у них сохранилась знаменитая в свое время на весь союз рыбоконсервная промышленность (шпроты).
Но вот беда, грузы, идущие через Прибалтику, в основном — российские. На фоне развития Пекином своего нового "Шелкового пути" появились робкие надежды на китайские грузы, но проблема в том, что попадать на территорию Прибалтики они все равно могут только через Россию, так что ключик к их портам все равно у нас.
А что касается шпрот…
Как сообщает "Sputnik Латвия", в городе Лиепая закрылся последний рыбоконсервный завод Kolumbija Ltd. Еще раньше, в 2015 году Россия ввела запрет на поставку рыбной продукции из Латвии и Эстонии из-за повышенного содержания канцерогена. В Европе этот показатель выше, так что для их рынков он в норме. Но Европе прибалтийская продукция не нужна, там своя есть. Все годы после распада СССР основным потребителем прибалтийских шпрот оставалась Россия, которую в этих странах открыто ненавидели.
Сегодня там бьют тревогу по поводу смерти одной из последних способных приносить хоть какую-то прибыль отрасль, но поздно: россияне давно перешли на отечественную продукцию.
И с портами то же. В Прибалтике по этому поводу уже не тревога, а набат: они уже потеряли более 60 процентов грузооборота, и процесс продолжается. Россия твердо взяла курс на развитие собственных портов на Балтике. И тут дело не в мести прибалтам, а в чистом прагматизме — зачем переплачивать за транзит?
Тем более зачем переплачивать за транзит тем, кто нас ненавидит? Если такие гордые, пусть учатся жить без нас. Совсем без нас. Возможно, что-то поймут.
Нет, Россия не стремится захватывать Прибалтику (как они сами себя пугают), не требует вернуть им то, что было построено в дореволюционное и советское время — все те же порты. Пусть оставляют себе и наблюдают, как они без наших грузов превращаются в руины, как украинская ГТС без нашего газа.
Просто в головах русофобов всего мира должна появиться четкая установка: русофобия — занятие не то чтобы очень плохое, но очень дорогостоящее. И не стоит ее практиковать, если вы финансово не можете себе этого позволить…