От отрицания к принятию: Европе придется узнать, как выглядит рубль
Путин и Шольц в ходе телефонного разговора договорились, что эксперты двух стран дополнительно переговорят по поводу оплаты поставок газа в рублях, заявили в Кремле!
Ну, вот и тронулся лед. Уже готовы говорить. А как артачились.
Накануне стало известно, что власти Германии запустили в действие чрезвычайный план на случай прекращения поставок энергоносителей из России. Как заявил вице-канцлер, министр по делам экономики и защиты климата Роберт Хабек, это связано с тем, что из Москвы "был ряд заявлений о том, что если оплаты за энергоносители в рублях не произойдет, то поставки будут остановлены".
Ранее пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Россия не намерена заниматься благотворительностью и осуществлять подачу газа бесплатно.
"Нет оплаты – нет газа", – заявил он.
Напомню, первая реакция европейцев на новые требования по оплате газа была резко негативной: представители стран Европы один за другим начали заявлять, что они не будут платить рублями, у них рублей нет, и, вообще, они не знают, как выглядит российская валюта. По мнению многих из них, это является нарушением контрактов, где четко прописано, в какой валюте осуществляются платежи.
Тем, кто сегодня кричит о святости контрактов, хочется напомнить, как два года назад Польша через суд добилась пересмотра ценообразования с привязки к нефти на биржевой курс. После этого вся Европа бросилась переписывать контракты. За что и получила – прошлой осенью газ на бирже стал стоить вместо 300 долларов, которые европейцы сочли в начале года слишком высокой ценой, тысячу и более.
Контракты можно и переписать. И не только им. А если что-то не нравится, можно подать в суд и ждать его решения еще год. Без газа, разумеется.
Но все можно решить полюбовно, даже не переписывая контрактов, к которым, как правило, имеются дополнительные соглашения, где можно прописать любые отступления от положений основного документа.
Все можно. Главное захотеть. И вот уже контракт не является препятствием, которое нельзя обойти, вопреки первоначальным заявлениям европейских чиновников.
И похоже, в Европе это прекрасно понимают и кое-кто уже готов пойти навстречу России, а кто-то находится в стадии принятия решения.
Есть в психологии такая модель Кюблер-Росс: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.
Стадию отрицания и гнева мы уже прошли. Пришло время торга.
Очевидно, те же немцы все же понимают последствия немедленного отказа от российского газа, которые могут стать катастрофичными. Сегодня они на полном серьезе призывают граждан понизить температуру в квартирах, заверяют, что проблему можно решить, надев свитер. А как решить проблему, если встанет транспорт, до потолка подскочит стоимость электричества, остановятся производства, миллионы людей окажутся без работы, а уровень инфляции окажется запредельным?
И вот уже глава Минфина ФРГ, лидер вполне русофобской партии СвДП Кристиан Линднер говорит о том, что Берлин не должен в одностороннем порядке отказываться от газовых контрактов с Россией.
"Мы должны избежать всех решений, которые ослабят нас значительно сильнее, чем Путина", – подчеркнул он.
Это ваши проблемы, чего вы там хотите избегать и кого ослаблять. Только за газ заплатите. Рублями.
И вот уже глава профильного комитета по энергетике и защите климата бундестага Клаус Эрнст уже признает, что оплата в рублях технически возможна, только вот придется обходить свои же санкции против российского Центробанка.
Ничего страшного, Клаус. Это не так больно, как остаться без газа!
И вот теперь и Шольц, который прежде тоже говорил о нарушении контрактов, готов обсуждать тему.
Это уже настоящий, классический торг. Рыночный.
Премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо говорит, что его страна вообще-то не против того, чтобы пересмотреть контракты (ага, т. е. как выглядит рубль, он знает), но вместе с валютой оплаты хорошо бы и цену пересмотреть. Разумеется, в пользу скидки.
Я, конечно, не могу решать за "Газпром", но мне кажется, что почему бы и нет? Если Бельгия покажет пример Европе, первой переписав контракт на рубли, почему бы не поощрить? Остальные потом локти будут кусать, что не согласились раньше. Как прошлой осенью кусали те, кто отказался от долгосрочных контрактов.
Конечно, не все в итоге согласятся. Некоторые страны будут упорствовать до конца. Как, например, страны Прибалтики. Впрочем, с ними вообще страшно связываться. Тут глава эстонского МИД Эва-Мария Лийметс предложила восстанавливать Украину на деньги от доходов России от нефти и газа. По ее словам, с этой целью выплаты ЕС России за поставки энергоносителей следует временно задепонировать. Для тех, кто не понял, перевожу: она предлагает брать газ у России, но не платить за него, придерживая средства. То есть банально воровать.
Стоит ли иметь дело с такими странами? Вопрос открытый. Но это заявление в любом случае еще один аргумент в пользу того, что оплата должна быть не только в рублях, но и на счета в российских банках. Причем по предоплате. Чтобы ни у кого не возникло искушения подвергнуть эти деньги очередным санкциям!
Тем не менее, за вычетом, пожалуй, стран Прибалтики и Польши, остальные достаточно вменяемы, чтобы с ними можно было вести торг. Кто-то может согласиться сразу, как молдаване. А с кем-то придется поторговаться, как с той же Германией, которая, судя по всему, готова к торгу. И тут надо понимать, что время работает на нас. Абсолютно прав Линднер, говоря о том, что ущерб немцам может быть выше, чем ущерб России. Мы переживем без их рынка, они без газа – нет.
Сегодня европейцы упражняются в прогнозах по срокам отказа от российского голубого топлива. Вышеупомянутый Роберт Хабек говорит о возможности отказаться от него за два года. Глава концерна E.ON считает, что Германии для замены газа из России потребуется три года. А официальный представитель Еврокомиссии Тим Макфи говорит о 2027 годе. Даже катарцы, которые в теории могли бы заменить российский газ своим СПГ, оценивают сроки замещения в пять-семь лет.
В любом случае очевидно, что ни пять, ни семь, ни три, ни даже год Европа без газа не продержится. А значит, принимать условия Москвы все же придется. Другой вопрос, что они теперь ускорят поиск альтернатив. Но, во-первых, стоит напомнить, что они их ищут с 2009 года, когда это официально стало частью их энергетической стратегии. А во-вторых, очевидно, что и Россия будет постепенно переходить на азиатские рынки.
Но это все в будущем. А газ им нужен сейчас. Так что после стадии торга (ее длительность будет зависеть от способности той или иной страны продержаться в условиях чрезвычайного положения) наступит стадия принятия (после депрессии, продолжительность которой также будет зависеть от разных факторов, включая погоду).
Если же так уж принципиально не хочется снимать санкции с российского Центробанка, подскажу другие способы найти русские деньги. Можно открыть счета в неподсанкционных российских банках, положить на них валюту и перевести в рубли. Можно покупать рубли на бирже. Можно взять у российских банков кредиты в рублях.
Да, есть еще прекрасный вариант: перевести экспорт в Россию на рубли. Продавать нам за них свои товары. Что, это уже точно гордость не позволит? Гордость – это такая штука, которая имеет обыкновение уменьшаться по мере роста нерешаемых проблем у человека.
В общем, варианты есть. Решать предстоит самим европейцам.
"Если Россия будет последовательно отстаивать свою позицию, то у наших контрагентов просто не останется выбора", – убежден сенатор Алексей Пушков.
А Россия обязана это сделать, ибо мы должны выиграть это противостояние. Это не мы его начали, не мы им выставили условия первыми, а они нам. А сейчас просто мяч вернулся на их сторону.