Version: 0.1.0

Любопытство всемирного масштаба

Григорий Тельнов

В Храме Гроба Господня археологи вскрыли плиту над местом погребения Христа – и мир замер. Нет, не от ужаса и священного трепета. От любопытства: видеокадры, на которых видно, как люди в строительных касках поднимают мраморное надгробие, мигом разлетелись по Интернету. И они действительно поражают верующих в самое сердце: в самом священном для христиан месте работы ведутся так, словно на строительстве какого-нибудь торгового центра. Вместо молитвы: "Господи, помилуй!" – под сводами храма звучат команды археолога Фредрика Хиберта. Он, словно прораб, управляет этим сомнительным действом.

На вопрос – почему потревожена святыня? – Хиберт отвечает бодро. Мол, интересно узнать, как именно выглядело скрытое под плитой погребальное ложе Христа. И добавляет, что все это делается в рамках проекта реставрации храма.

Конечно, древний храм нуждается в постоянной заботе. Но плита, накрывавшая гроб Иисуса Христа, в прекрасном состоянии, несмотря на свой пятисотлетний возраст. Сколько войн, эпидемий, прочих катаклизмов испытало человечество за эти пять веков – и никто прежде, ни властители, ни воры-разбойники не посмели вскрыть гробницу Спасителя.

Только в XXI веке наше любопытство раздулось до таких масштабов, что потеснило страх Господень. Вернее, стремление сделать из него деньги. Раскопки гробницы Христа превратили в шоу: уже заявлено, что из видеокадров будет смонтирован документальный фильм. Рейтинг у этой ленты будет огромный, ведь реклама началась с первого дня раскопок.

Конечно, Иерусалимский патриархат, которому принадлежит храм, очень заинтересован в деньгах, тем более что за разрешением археологам и киношникам далеко ходить не надо. Административное здание патриархата примыкает к юго-западной части этого собора. Стоимость реставрационно-исследовательского проекта, как заявлено в прессе, превышает 4 миллиона долларов. Самые крупные пожертвования сделали король Иордании Абдулла II и дизайнер Мика Эртегун, вдова основателя звукозаписывающей компании Atlantic Records. Заметьте, ни одна из христианских конфессий не решилась взять на себя финансирование раскопок гробницы Иисуса. Хотя собрать их представителей вместе, чтобы обсудить столь важный вопрос, не составило бы особого труда.

Разделение храма между шестью христианскими конфессиями – греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской – чисто номинальное, каждой из них выделены свои приделы и часы для молитв. Литургию на Гробе Господнем в час ночи служат православные, затем в четыре утра их сменяют армяне, в шесть приходят католики.

И этот молитвенный поток не остановить – христиане всех конфессий возносят молитвы в самом священном месте две тысячи лет. Но, как оказалось, помешать можно. И даже очень просто: объявить ремонт, начать раскопки гробницы Христа и съемки фильма.

Но зачем делать все это в самое тревожное время, когда война в Сирии грозит превратится в мировой конфликт – для чего? Чтобы раздувать страсти, рождать обиды?

Попробовал бы Хиберт со своей телекамерой начать раскопки в мусульманском храме Кааба – весь мусульманский мир расценил бы такое "любопытство" как святотатство.

А христиане смирились – зампредседателя миссионерского отдела РПЦ игумен Серапион заявил, что раскопки делаются в интересах науки. Наверное, и ему будет любопытно увидеть, как выглядит скрытая под плитой скала, на которой покоилось тело Иисуса Христа.

Доступ в Кувуклию – часовню, которая стоит над местом, где был погребен Христос, всегда был ограничен даже для верующих. Именно там, в Кувуклии, каждую Пасху происходит чудесное явление – схождение благодатного огня. Скептики так и не смогли разгадать природу этого удивительного явления. Может быть, зажигалку настырные археологи решили отыскать под плитой гробницы Иисуса или спички? Шучу, конечно. Но уж очень эти раскопки в храме напоминают мне манипуляции, которые учудил мой внук-дошкольник с привезенной ему из Франции игрушкой-роботом: раскрутил, разобрав до винтиков. В итоге сломал и расплакался, пришлось покупать новую. Стоит ли с таким неудержимым любопытством лезть в гробницу Христа? Сломать легко, но прежней эта святыня не станет никогда. Каждый камень под плитой уже не положишь на прежнее место точно так, как он лежал половину тысячелетия.

Руководитель реставрационного проекта Антония Моропулу, заглянув под плиту, заявила, что там видно "нагромождение коричневато-серых строительных обломков". Ну, слава Богу, что эта дама не назвала камни из гробницы мусором! Быть может, она сомневается в том, что именно там покоилось тело Христа? И что она хочет найти на скале? Быть может, отпечаток тела Христа или же автограф Святой Елены, которая построила над гробницей самый первый храм? Так и хочется сравнить Антонию и ее коллег с Фомой неверующим. Они сейчас роют подкоп под самый фундамент христианской религии, превращая раскопки в телешоу. Наукой тут пока и не пахнет: настоящие археологи никогда не афишируют свои находки, прежде чем хорошенько проанализируют их. История не терпит спешки, это все-таки наука, хоть и не всегда точная.

По преданию, место первого упокоения Христа Святая Елена отыскала в четвертом веке. Это была пещера, высеченная в скале, – там по еврейской погребальной традиции на каменном ложе перед воскрешением лежало тело Иисуса. Над священным местом за полтора тысячелетия построили целый храмовый комплекс. Паломники старались отколоть кусочки скалы на память, поэтому в 1555-м году монахи-францисканцы накрыли вход в гробницу мраморной плитой. Кувуклию дважды перестраивали – сначала в XIX веке после пожара, затем в XX после землетрясения. Но все эти катаклизмы не разрушили плиту, закрывавшую вход в гробницу.

Никто из мудрецов не возьмется сейчас предугадать, чего может стоить такой интерес для человечества, не вызовет ли беды? Но печальный опыт истории человечества учит: есть на Земле сакральные места, куда людям не стоит соваться ради любопытства.

Точно так же, в "интересах науки", в 1941 году в Самарканде археологи вскрыли гробницу великого завоевателя Тамерлана, подробно снимая на кинопленку весь процесс. Было это как раз в канун нападения Гитлера на СССР, войны, унесшей двадцать миллионов жизней советских людей. Может быть, кто-то назовет эту мистическую параллель суеверием. Но тревожить самую великую христианскую святыню в предгрозовое время и показывать весь этот процесс на всю планету – это, на мой взгляд, куда хуже танцев "пусек" и ловли покемонов в церкви. Докопались мы, грешные, со своим любопытством и до Христа, прости нас, Господи!

Любопытство всемирного масштаба