Version: 1.0.2

Враги не увидят наших слез!

Григорий Тельнов
Сделанная гитлеровцами фотография расстрела красноармейцев стала символом мужества.

День памяти и скорби, день начала Великой Отечественной для России навеки черная дата: жертвы той войны есть в каждой семье. Враг был очень силен, и нашим оружием стали не только пушки, танки и самолеты, но еще храбрость и мужество.

Этот снимок, найденный в немецких архивах, стал символом русского героизма и презрения к смерти.

Время действия — июнь 1941-го, самое начало войны. А место, где сделан этот кадр, самое знаменательное. Тут, в Заполярье, у хребта Мустатунтури, фашисты так и не смогли за всю войну прорваться через границу СССР. Наши солдаты здесь стояли крепче, чем гранитные скалы.

После отчаянной попытки штурма альпийские стрелки за один бой потеряли солдат больше, чем за всю польскую кампанию. Обозленные немцы расстреляли двух пленных красноармейцев. Расправу снимали фотокамерой, те кадры после войны один из горных стрелков приложил к своим мемуарам. Сначала снимки попали в Норвегию, а потом в Россию.

Мурманский краевед Дмитрий Дулич перевел описание казни с немецкого языка.

Он сам офицер морской пехоты, служил в тех же местах, об обороне полуострова Рыбачий знает не только по архивам. Вот что он рассказывал мне про тот расстрел:

"В конце июня 1941 года немцы попытались взять штурмом высоту номер 122. Сопротивление было яростным: рота под командованием обер-лейтенанта Роде потеряла восемнадцать человек, больше, чем за все бои в Польше. Двое наших бойцов попали в плен. Ветеран немецкого горнострелкового корпуса, свидетель казни, написал в своих мемуарах, что русские прекрасно понимали, что их расстреляют".

Фотопленка запечатлела последние минуты жизни наших солдат, вернее мгновения. Затвор камеры вырвал для вечности доли секунды, и они стали посланием нам, потомкам тех храбрых бойцов.

На лицах красноармейцев нет ни тени страха, они полны презрения к врагу. Посмотрите, как стоит перед немцами боец в гимнастерке: руки уперты в бока, голова гордо поднята, взгляд прямой.

Мы не знаем, что он говорил врагам перед смертью. Может быть, просто послал их к такой-то матери. Но даже если не произнес ничего, то и без слов врагам стало ясно, что он сильнее их, крепче духом.

"Враг будет разбит, победа будет за нами!" — в это свято верило абсолютное большинство советских людей. Народ сражался не за коммунизм, не за Сталина — бился с врагом за Родину, за свои семьи, за наше будущее.

Возвращение имени

Немецкие снимки помогли отыскать могилу героев. Мурманские поисковики Николай Грищенко и Александр Поручиков, тщательно сопоставив исторические кадры с местностью, нашли место расстрела. Скалы за 72 года почти не изменились, старый и новый снимок, сделанные с одной точки, сошлись.

Могила была прямо у огромного камня, где встретили свою смерть два бойца. На глубине тридцати сантиметров, под мхом лежали их кости, полуистлевшие ремни и обувь, остатки одежды. А еще в кармане фрагмента шинели поисковикам попался черный футлярчик — смертный медальон. Вложенную в него записку удалось прочитать. Хозяина медальона звали Сергей Макарович Корольков, 1912 года рождения, родом из псковской деревни Хмелище.

Следопыты нашли его родных — дочь солдата наконец-то узнала о судьбе отца, считавшегося до тех пор пропавшим без вести. Героя перезахоронили в Тверской области, где сейчас живут его родные.

Сергей Корольков работал в тресте "Апатит" на Кольском полуострове бурильщиком. Мог бы получить бронь, но в самом начале войны вступил в ряды Красной армии.

Личность второго бойца — судя по треугольникам на петлицах гимнастерки, он был младшим командиром — до сих пор установить не удалось. Но поисковики не теряют надежды: именно кадр с этим человеком стал за последние годы интернет-мемом, разошелся по всей Сети. Реконструкторы приезжают на полуостров Рыбачий, к тем камням, чтобы сыграть в тот бой и имитировать сцену расстрела — повторить жесты неизвестного героя, поворот головы, взгляд.

Наверное, подобная слава дороже любого ордена. Стремление быть таким же, как храбрый солдат — что может быть лучше?

Я не знаю, видел ли тот снимок расстрела красноармейцев лейтенант Магомед Нурбагандов, тот самый, которого убили бандиты в Дагестане в 2016 году. Но в последнюю минуту перед смертью он вел себя точно так же — храбро и гордо. Когда боевики предложили ему перед видеокамерой призвать товарищей-полицейских уйти со службы, он произнес прославившие его слова: "Работайте, братья!"

Лейтенанту Нурбагандову посмертно присвоено звание Героя России, его убийц настигли и покарали. А тот бандит, который снимал его казнь, приговорен к пожизненному заключению.

А в подвиг Магомеда Нурбагандова уже играют дети. Мужество у нас в генах, оно передается из поколения в поколение. Поэтому россиян не испугать даже смертью.

Чердынские ратники

Есть еще один пример массового героизма, про который я рассказываю своему внуку.

Истоки российского мужества и патриотизма уходят в глубину веков — есть битва, о которой мало кто знает, но она равна подвигу трехсот спартанцев.

Спасая Русь и свой уральский город Чердынь, маленький отряд преградил путь целой орде. Все восемьдесят пять воинов погибли, но врага не пропустили. В память о них потомки написали икону и построили церковь, где на чугунной табличке обозначено имя каждого.

Если считать по нынешним армейским меркам — всего лишь рота.

В середине XVI века через Чердынь проходил единственный путь из тогда еще не покоренной Сибири в Москву. По "государевой дороге" везли пушнину, прочие товары. По ней же совершали набеги враги. Зимой по замерзшим рекам конница противника могла перейти через Урал легко, словно колонна машин по зимнику.

В январе 1547 года дозоры прислали в Чердынь весть: "Орда на подходе!"

Можно было откупиться, сдаться врагу на милость: Чердынь тогда была богатым торговым городом. Враги накормили бы лошадей, передохнули — и двинулись дальше на Русь. А там, соединившись с не покоренной еще Иваном Грозным Казанью, несметные полчища хлынули бы на Москву.

Момент для удара по столице был выбран как раз в канун самого значительного события: на январь была назначена церемония возведения на царство Ивана Грозного. Враги наверняка знали, что в Москве зреет боярский заговор, готовится народный бунт, вернее срежиссированная смута — "оранжевые революции" были и тогда в ходу. Набег орды из Сибири вполне мог быть частью коварного плана покорения Руси. Чердынь, русский город в глухой тайге, стал ключом к Москве, точкой, где в январе 1547-го решилось будущее великой России.

Свой последний бой отряд русских воинов принял на реке Вишере в праздник Крещения Господня. Чердынцы построили на реке завалы из бревен, чтобы остановить конницу. Засеки заставили вражеских всадников спешиться. Когда кончились пороховые заряды и стрелы, русские воины пошли на врагов врукопашную. Сражались до последнего бойца, как пять веков спустя рота псковских десантников в Чечне. И случилось чудо: орда повернула обратно. Смелость русских поразила врагов, они приняли отряд чердынцев за авангард. Рассудили, что о набеге русским стало известно заранее, что впереди орду ждут такие же засады.

Погибших воинов земляки привезли в город, отпели и похоронили с почестями. На братскую могилу положили табличку с перечислением всех бойцов. Позже имена погибших отлили на чугунной плите. Текст на ней начинается словами: "Помяни, Господи, души раб Своих, убиенных на рати с ногайскими татарами".

Те железная плита и икона, написанная в память ратников, в Чердыни хранятся до сих пор. Жаль, что художественного фильма о чердынских храбрецах еще не сняли. Но в этом уральском городке каждый год проходит реконструкция той битвы. Дети во все века играют в героев — значит, мужественные и смелые воины в России не переведутся. Растите храбрыми, мальчишки! Пусть враги никогда не увидят ваших слез!