Version: 0.1.0

Мишку жалко – и эстонского, и нашего!

Григорий Тельнов
Несчастных зверей используют для того, чтобы перессорить людей.

В Таллинском зоопарке случилось горе, которое обрело межнациональный масштаб: там усыпили белого медведя по кличке Норд. Его усыпили ветеринары как раз после православного Рождества, 8 января. Событие печальное, но вынужденное – зверь давно страдал от хронической болезни, которую так и не удалось вылечить.

"По общему мнению международных экспертов, язва лапы вызвана поведенческим расстройством, поэтому дальнейшее лечение является неэффективным, следовательно надежды на излечение животного нет, – так обосновал своё решение директор Таллинского зоопарка Тийт Маран. – Учитывая состояние белого медведя, было рекомендовано как можно скорее провести эвтаназию. Норду была проведена анестезия, и ветеринары из Eesti Maaülikool совместно с Таллинским зоопарком приняли решение, совпадающее с мнением международных экспертов: белого медведя необходимо усыпить во имя избежания его дальнейших страданий".


фото: knutisweekly.com

Новость грустная, но довольно обычная – во всех зверинцах существует практика эвтаназии неизлечимо больных животных. Смерть мишки, наверное, оплакивали бы только в Эстонии, если бы сотрудники зоопарка не опубликовали на своём сайте что-то вроде некролога ушедшему из жизни любимцу:

"Белый медведь Норд родился 24 ноября в 2001 году в зоопарке Шенбрунн (Вена). 10 апреля 2009 года прибыл в Таллинский зоопарк из Москвы, как подарок. Некоторое время Норд жил в Новосибирске. В Москве Норда звали Кефирчиком, потому что его любимым напитком был кефир. У него есть два наследника: Нора (2013), которая живёт в зоопарке Шенбрунн (Вена), и Арон (2016), который проживает в Таллинском зоопарке. Таллинский зоопарк запомнит Норда как смелого белого медведя со спокойным характером, а также как яркого представителя исчезающего вида".


Фото: скриншот youtube

Интернет-тролли вцепились в слова о том, что покойный Норд был подарен Москвой, бульдожьей хваткой.

"Эстонцы убили белого медведя, который был подарен Россией!" - подобные вопли понеслись по социальным сетям. "Московский след" в биографии несчастного Норда подчёркивали не только ушлые блогеры, но и некоторые новостные каналы. Комментарии посыпались со всех сторон, смерть несчастного зверя даже обострила межнациональный вопрос.

"От России нельзя ждать ничего хорошего, даже подаренный медведь оказался больным!" - примерно такие колкости пишут злопыхатели не только в Эстонии, но и в других сопредельных странах.

В России, увы, дураки тоже не перевелись, реплики глупцов можно обобщить в такой фразе:

"Эстония погубила нашего медведя! Она за это ответит!"

Идиоты вряд ли понимают, что такой псевдопатриотизм лишь подогревает антироссийские настроения, которые стали политическим трендом не только в Прибалтике. В Эстонии, например, с нынешнего года ужимают русскоязычные школы, и эта проблема куда важнее, чем гибель белого медведя. К тому же Норд, если покопаться в его биографии, родом из Вены, то есть коренной "гражданин" Евросоюза. Делать из него "русского медведя" по крайней мере странно.

Зоологи не виноваты

Винить эстонских биологов в смерти Норда (или Кефирчика - такую кличку он носил в Москве) нет ни малейших оснований. Мне не раз приходилось бывать в Таллинском зоопарке, специалисты там работают мирового уровня. В советские времена первым из всех подобных учреждений СССР он был принят в международную ассоциацию.

Даже по площади Таллинский зоопарк вчетверо больше Московского и в десять раз просторнее Ленинградского. На восьмидесяти гектарах построены крытые тёплые вольеры, загоны, пруды и прочие сооружения для зверей и птиц. Ну а новый "Полярий" для белых медведей открыли там в прошлом году, так что о Норде заботились очень хорошо, со всем вниманием.

Умки, как мы ласково называем полярных мишек, во всех зоопарках становятся звёздами. Но сберечь их зоологам удается, увы, не всегда. В 2011 году вся Германия оплакивала белого медведя Кнута, скончавшегося в шестилетнем возрасте в Берлинском зверинце. Он был первым медвежонком, родившимся там в неволе за тридцать лет, и самым любимым зверем жителей немецкой столицы. Именно с него зародилась мода на игрушки, сувениры и книги, посвящённые конкретным персонажам из животного мира. В честь медвежонка такое направление в индустрии развлечений назвали "кнутоманией": при жизни Кнут приносил зоопарку дохода на пять миллионов евро в год.

Но умер берлинский умка от воспаления мозга в юном возрасте. Увы, ветеринарные врачи не всесильны, не всех наших любимцев можно спасти при помощи операций и лекарств.

Охота пуще неволи

Перед Новым годом россияне лили слёзы по безымянному бурому медведю, которого застрелил иркутский губернатор Сергей Левченко. Видеокадры той трагической для зверя охоты показали многие телеканалы, скандал получился на всю страну. Героического и опасного для главы области в той кровавой забаве ничего нет, стреляет он в медведя, спящего в берлоге.

Прокуратура заинтересовалась этим роликом, в ходе проведённой проверки было выявлено, что охота на медведя проводилась 5 января 2017 года, когда срок разрешения уже истек. К тому же убивать спящего медведя в берлоге нельзя, этот способ добычи считается неэтичным и во многих регионах давно запрещён.

Губернатор-коммунист оправдывался, мол, недоброжелатели его крепко подставили. Прессе было заявлено, будто бы медведь был опасным шатуном, а в берлогу спрятался от загонщиков. По этому поводу у зоологов есть сомнения, они считают, что медведь мирно спал и угрозы людям от него не было. В том же ролике с охотничьими забавами иркутский губернатор учит своего внука стрелять по запертому в клетке кабану.

СК РФ начал расследование, и если факты жестокого обращения с животными подтвердятся, то репутация иркутского губернатора пострадает не только в его регионе.

Бывалые сибирские промысловики уже прикалываются над взявшим двустволку чиновником:

"Если на гербе Иркутской области бобр соболя в пасти тащит, то это не повод губернатору крутым охотником себя мнить - правила бы сначала выучил!"

От медведя, застреленного Сергеем Левченко, наверное, уже и шкуры не отыскать. Но если бы она нашлась, хорошо бы сделать чучело и поставить его в приемной главы области. Вместо наказания в назидание – чтобы меньше о личных развлечениях чиновники мечтали, а больше думали о служебных делах.

Ненцы, манси и прочие таёжные и северные народы считают медведей священными животными, своими легендарными предками, и без крайней нужды их не убивают. Может, и нам нужно относиться к зверям с почтением и не тащить их в большую политику - ни живых, ни мёртвых, ни нарисованных?

Полиция проверит новые обстоятельства охоты иркутского губернатора на медведя