Пляска на костях
Чтобы сделать кадры, которые обсуждает сейчас вся Россия, юная красавица влезла на памятник, стоящий на братской могиле. Взгромоздилась высоко, кривлялась перед объективом, позируя для эффектных снимков – и, быть может, даже не думала, что этот поступок люди оценят как небывалую низость.
"Змиевская балка – одна большая могила, здесь в Великую Отечественную войну оккупанты расстреляли более тридцати тысяч советских граждан. Эти кадры с девушкой, влезшей на памятник, оскорбляют их память!" - пишут ростовчане.
Возмутительная фотосессия была опубликована в одной из социальных сетей, скандал получился такого масштаба, что его не обошли не только федеральные телеканалы, но и зарубежная пресса.
Полиция ведёт поиски девушки, позировавшей фотографу, пока известно только, что она школьница. Даже не заглядывая в её дневник, можно сделать однозначный вывод: историю барышня знает очень плохо. Наверняка на уроках ей говорили о холокосте, о том, что Змиевская балка – самое большое в России место захоронения жертв геноцида. Большинство убитых здесь – евреи.
Братская могила
Память об этом преступлении гитлеровцев ростовчане хранили даже в те времена, когда о холокосте в СССР запрещали говорить. На мемориале, который был открыт в 1975 году, первоначально не было написано, что это место массовой казни евреев. Власти обошлись тогда строчкой про "мирных советских граждан", не упоминая национальность большинства погибших. Исправили надпись, включив упоминание о холокосте, уже в наши дни.
Мемориал отреставрировали, каждый год 11 августа (в этот день в 1942 году в Змиевской балке начались массовые расстрелы) ростовчане устраивают шествия памяти к братской могиле. Они идут с портретами погибших тем же маршрутом, по которому фашисты гнали людей на казнь. Для того, чтобы об этом помнили все, с надеждой, что такие трагедии никогда больше не повторятся.
Мерзкая фотосессия на памятнике погибшим оскорбила всех, кто ненавидит нацизм. Вот какие строки написала под скандальными снимками одна из ростовчанок:
"В советское время даже самый отпетый двоечник и хулиган ни за что и никогда не сделал бы такой мерзости! Некоторое время ездила на работу мимо Змиёвской балки и невольно каждый раз представляла себе, как по этой дороге мирных жителей города вели на погибель. Люди знали, что они обречены, и кто-то пытался незаметно вытолкнуть на обочину своих детей - увы, палачи-фашисты были безжалостны... Каждый раз при беглом взгляде на мемориал сжимается сердце - какой ужас испытали тогда несчастные ни в чём не повинные люди! А для таких вот недочеловеков нет ничего святого, если они без содрогания могут залезть на скорбный памятник и кривляться на камеру, а потом ещё выложить эти снимки на всеобщее обозрение. А 9 мая прицепят гвардейскую ленточку на попу и станцуют тверк у Вечного Огня. Пустышки, без ума и сердца..."
Помнить вечно!
Местные жители с горечью отмечают, что школьники и учителя сейчас не часто навещают этот мемориал:
"Раньше школы возили к этому памятнику и водили в музей, и школьники знали о событиях в Змиевской балке, а сейчас никаких экскурсий, там даже вечный огонь зажигают только в памятные даты, девушка вообще не в курсе, за что тут и кого убили. Пусть в качестве наказания заставят ее что-нибудь на тему Холокоста прочитать".
Председатель комиссии ростовского городского совета ветеранов Лариса Темная на фотосессию на памятнике отозвалась так:
"Конечно, это оскорбление памяти погибших, но я уверена, что девочка просто хотела показать себя, без злого умысла".
Быть может, у этой школьницы действительно не было намеренного желания причинить людям боль. Но именно про таких глупышек сложена пословица "Простота хуже воровства". Не желая обидеть, оскорбила стариков так, что из головы не выходит мысль – всё ли ладно у нас с поколением ЕГЭ? Неужели для юных граждан России важен только сегодняшний день, а прошлое, всё, что произошло до их рождения, – хлам, которым не стоит забивать голову?
Каша в мозгах
Однажды, разговаривая со старшеклассниками, я попросил назвать их самых знаменитых полководцев Великой Отечественной войны и был удивлен ответом. Фамилии Жукова, Василевского дети ставили в один ряд с Кутузовым и Суворовым. Время у них головах сжалось настолько, что два века спрессовались в один. Увы, историю в школах сейчас считают одним из самых неважных предметов, но ведь без знания прошлого не построить светлого будущего.
В Ростове-на Дону я бывал много раз, и в командировках, и в гостях у друзей. Город меняется, растёт ввысь и вширь, но не все перемены радуют душу.
Из проезжающей машины услышал задорную песню, и её слова ударили словно ножом в сердце. Мощная стереосистема разносила их на всю улицу:
"Гельмут фон Паннвиц – походный атаман, немецкий генерал и русский казак. Батька фон Паннвиц, ты храбро воевал, казаков не предал, не отступил назад".
Как же так – в честь нацистского преступника, казнённого за военные преступления, популярный казачий ансамбль поёт песни?
"Это ещё что! Генералу СС Паннвицу на Дону памятник поставили!" - сообщил мне ростовский приятель.
Тревожный симптом: идёт героизация не только белогвардейского казачества, но и тех казаков, которые сражались в Великую Отечественную на стороне Гитлера. Мол, они были борцами со сталинизмом, и фон Паннвиц был в девяностые реабилитирован главной военной прокуратурой. Но ведь то решение позже было признано ошибочным, при повторном рассмотрении прокуратура вынесла заключение, что Паннвиц за совершенные им преступления осужден обоснованно и реабилитации не подлежит.
Когда я бывал в Югославии, мне показывали памятники погибшим партизанам – они стоят почти у каждого села. Многих из них убили не немцы, на югославской земле зверствовали каратели из Первой казачьей дивизии, которой командовал генерал Паннвиц. Вырезали на теле комсомольцев звезды, живыми разрывали лошадьми, вешали, расстреливали, жгли…
К концу войны казачья дивизия была развернута в корпус и передана из вермахта в СС. Югославский историк Драго Негован, ссылаясь на архивные документы, сделал такой вывод: "Во всех селах, через которые проходили подразделения казачьей дивизии, они оставляли за собой нечеловеческие следы ограбления, изнасилования и другие зверства".
В бывших республиках Югославии о преступлениях казаков, воевавших под знаменами Гитлера, хорошо помнят. А советских освободителей, среди которых были и казаки, вспоминают добром, называют братушками. И не верят, что в России сейчас поют песни о батьке фон Паннвице – как такое возможно?
Когда в головах каша, то, увы, возможно все. И пляски на братских могилах, и прославление нацистских преступников, и татуировки со свастикой. История – это не только школьный предмет, это память о прошлом. Никого забывать нельзя, ни героев, ни предателей. И крепко помнить, каких жертв стоила нашей стране война, чтобы никогда больше не повторилась такая величайшая беда.