Депутатское иго
Новость про седую древность прогремела на всю Россию – в конце августа Госсовет республики Татарстан решал вопрос об окончании монголо-татарского ига. Региональные парламентарии из разных комитетов собрались вместе для того, чтобы обсудить эту историческую дату, решить, верна ли она или вредна.
Поводом стал проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" (об установлении памятной даты России "11 ноября – День окончания Великого стояния на реке Угре (1480 год)".
Возвеличить это историческое событие и сделать его, по сути, праздничным для всей России ранее предложили Госдуме РФ депутаты законодательного собрания Калужской области. Их проект прошёл экспертизу в Федеральном собрании и может быть утвержден уже нынешней осенью.
На первый взгляд, ничего страшного – мало ли у нас в календаре памятных дат, все трудно упомнить. Но давайте разберемся, что именно побудило региональных парламентариев нырять в глубины истории и обсуждать "преданья старины глубокой".
Калужскими депутатами, похоже, двигал не столько патриотический запал и любовь к истории, сколько сугубо экономический интерес: там стояние на Угре пытаются сделать брендом области, привлекательным для туристов. В 2014 году открыли специальный музей и диораму, а фестиваль военной реконструкции тех событий давно уже стал традицией. И пользуется популярностью, хотя, по сути, это абсурд, который не укладывается в логику, ведь никакой великой битвы на берегах Угры и Оки не было.
Сражения не случилось
Школьные учебники не врут: ордынские войска не стали драться с дружинами Московского княжества и его союзниками. Боестолкновения были локальными, лишь разведка боем – противники только прощупывали друг друга. А когда наступили морозы, разошлись почти что мирно. Запаса фуража и зимней одежды ни у войск Ивана III, ни у хана Ахмата, командовавшего ордынцами, не было.
Современники считали ту несостоявшуюся битву позором – церковные иерархи упрекали великого князя Московского в трусости. Хану Ахмату от соплеменников досталось ещё хуже: вскоре его убили свои же, сочтя никчемным полководцем.
Возвеличили стояние на Угре уже через много лет, в XIX веке – знаменитый историк Карамзин, введший в оборот термин "татаро-монгольское иго", обозначил 1480-й годом его окончания. Мол, после этой даты Русь перестала платить дань и стала суверенным государством.
Споры об этом в научном мире не стихают до сих пор, аргументы у историков есть и за, и против. В 1502 году тот же Иван III признал себя холопом Большой Орды, поскольку этот шаг счёл на тот момент дипломатически выгодным. Ну а дань, хоть и в значительно сокращённом размере, Русь продолжала платить, изменения коснулись лишь чеканки монет. Большую Орду в конечном итоге погубили не мечи и стрелы русского войска, а внутренние конфликты – потомки Чингисхана разрушили свою империю, борясь друг с другом за власть.
Схватки в архивной пыли
Рыться в анналах истории, конечно, интересно и полезно – но почему политики вдруг дружно ринулись на поле, которое принадлежит ученым? Не для того ли, чтобы по примеру африканского страуса спрятать свои головы от куда более актуальных и жизненно важных проблем?
Я в юности жил в Казани, в советские времена это был город, где всем – и русским, и татарам, как и всем прочим народностям жилось вполне комфортно. Побывал я в столице Татарстана и нынешним летом, город стал ещё краше и ещё более многонациональным. Арабы, китайцы, африканцы на улицах встречаются, пожалуй, намного чаще, чем в Москве. Признаков национализма на бытовом уровне я не заметил – даже в халяльных ресторанах иноверцев принимают гостеприимно, будь ты христианином, иудеем или атеистом.
Так для чего парламентарии Татарстана заостряют национальный вопрос, вытаскивая из архивной пыли стояние на Угре? Похоже, для того, чтобы попытаться отвлечь на них своих избирателей от насущных нужд, пытаясь переключить их внимание на события из далёкого прошлого.
Вот как широко освещает дебаты по стоянию на Угре пресс-служба Госсовета республики Татарстан:
"В обсуждении вопроса приняли участие видные ученые республики, которые высказали мысль о том, что стояние на реке Угре отнюдь не является значимым историческим событием, поскольку подобных стояний в истории страны было немало. Заведующий отделом средневековой археологии Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук РТ Искандер Измайлов обратил внимание, что "необходимо отрешиться от трактовок, которые провоцируют рознь между народами России". "У страны будет общее будущее только если у нас будет общее прошлое", – подчеркнул историк.
Директор Института татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ, член экспертного совета Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Искандер Гилязов считает нецелесообразным принятие "сомнительных дат", которые будут раскалывать, создавать психологический дискомфорт в обществе и вызывать ощущение превосходства. Он призвал задуматься о последствиях возможных действий…
…Председатель Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев обратил внимание, что два года назад татарстанские парламентарии уже рассматривали данный вопрос.
"Законопроект имеет элементы экстремизма, – сказал он и предложил провести соответствующую экспертизу. – Если документ будет принят, то это негативно отразится на политической обстановке в России".
"Много шума из ничего!" – так отзываются об этих дебатах мои друзья из Казани. В республике, хоть она считается одним из самых благополучных регионов России, много острых проблем, куда более важных для её жителей. Хотя бы из области медицины, министр здравоохранения Татарстана Марат Садыков не раз отмечал, что эта отрасль требует повышенного внимания – в республике растет смертность от ВИЧ и инфекционных заболеваний, есть сложности с лекарственным обеспечением граждан, пациенты жалуются на дефицит врачей в поликлиниках.
Если рассказать пенсионерам, томящимся в очередях к своим участковым докторам о том, что их депутаты заняты обсуждением стояния на Угре, случившегося 500 с лишним лет назад, то реакция будет наверняка одна и та же, что у татар, что у русских. Скажут: "Что, им в парламенте уже делать нечего?"
Каппель против Тухачевского
На родине историка Карамзина в Ульяновске стоит памятник, поставленный ещё в царские времена – фигура музы истории Клио на гранитном постаменте. Наверное, поэтому тамошние политики очень любят переиначивать события прошлого, перетряхивая их с точки зрения своих интересов и текущего момента. В прошлом году власти города переименовали площадь Ленина в Соборную.
Коммунисты Ульяновска крепко обиделись и замитинговали. Видимо, поэтому, чтобы ублажить краснознаменных избирателей, в августе с бывшей казармы Литовского полка на улице Тухачевского сняли мемориальную доску в честь бывшего генерала Каппеля. В прошлом году её торжественно открыли в присутствии местного митрополита, а в нынешнем демонтировали под аплодисменты ветеранов КПРФ.
Жаль, конечно – Каппель был уважаем в Гражданскую войну по обе линии фронта, воевал храбро и честно. А перед смертью, в январе 1920 года, продиктовал своё последнее обращение к народу России:
"За нами с запада подвигаются советские войска, которые несут с собой коммунизм, комитеты бедности и гонения на веру Иисуса Христа. Где утверждается советская власть, там не будет трудовой крестьянской собственности, там в каждой деревне небольшая кучка бездельников получит право отнимать у каждого всё, что им захочется. Большевики отвергают Бога, и, заменив Божью любовь ненавистью, вы будете беспощадно истреблять друг друга."
Слова генерала Каппеля оказались пророческими, похоже, что гражданская война идёт и сейчас. Если памятную доску белому генералу на улице красного маршала снесли, то до примирения в обществе ещё далеко. Тем более что местные власти на родине Ленина, похоже, лишь подливают масла в огонь, сталкивая людей лбами из-за событий столетней давности.
Историю, увы, не изменить, даже если переписать учебники.
Поэтому, господа политики, давайте оставим споры про Гражданскую войну и монголо-татарское иго профессиональным историкам, депутаты должны заниматься сегодняшним днём. Хотя бы для того, чтобы завтрашний день для всех нас стал хотя бы чуточку лучше.