Неудержимая Грета
Шведскую школьницу Грету Тунберг уже сравнивают с бульдозером или танком – неудержимая экологическая активистка с трибуны ООН обвинила мировых лидеров в том, что они губят человечество и планету.
На саммите по климату Организации Объединенных Наций не было оратора ярче, чем эта представительница поколения тинейджеров. Грета упрекала политиков с такой яростью, что каждое её слово било как пуля:
«Вы отняли мои мечты и мое детство своим пустословием. А мне еще повезло. Люди страдают. Люди умирают. Погибают целые экосистемы. Мы стоим на пороге массового вымирания, а вы только и можете обсуждать деньги и рассказывать сказки о бесконечном экономическом росте. Как вы смеете!»
Речь Греты взорвала зал – аплодировали ей не жалея ладоней. Но ещё больше, чем речь, потряс всех взгляд юной шведки. Она смотрела на президента США Дональда Трампа с такой ненавистью, словно именно он и есть само воплощение ада, вселенского зла. Этот кадр уже стал в интернете вирусным мемом, его растиражировали все ведущие мировые СМИ.
«Видали ли вы более убийственный взгляд?» – так подписала снимок Греты и Трампа британская газета Daily Mail.
Впрочем, неудержимой Грете достались не только аплодисменты. Ругают её не только противники теории глобального изменения климата, мобилизована целая армия завистников – девочка стали звездой мирового масштаба: ну как же её не лягнуть, не ущипнуть, не укусить?
Бедная Грета
Злобных комментариев в социальных сетях слишком много, и их авторам ехидства не занимать:
«Купите обиженной Грете билет в Индию, пусть посмотрит, какое там детство у бедняков!»
«Девица, видно, тронулась умом от шведского изобилия!»
«Артистка! Мама у неё актриса, и папа актер, но дочка, наверное, талантливее родителей будет!»
«Грета уроки регулярно прогуливала, бастовала у шведского парламента за экологию. Видать, оттого, что учиться в школе лень было».
«Меняю своё детство в России на гражданство Швеции. Срочно!»
Доморощенные конспирологи уже называют Грету творением пиарщиков, обслуживающим корыстные интересы политиков, пытающихся вытрясти из карманов налогоплательщиков миллиарды на борьбу с глобальным потеплением.
«Девочка стала пешкой в играх циничных взрослых дядек с деньгами за власть и избирателей».
«Грамотно представление разыграно! Хорошие режиссеры ставят спектакль с Гретой в главной роли! Девице уже шестнадцать, а ещё косички носит, малолетку из себя строит!»
«Речь пустая абсолютно, одни эмоции! На простачков рассчитано выступление!»
«Дождёмся того, что эту барышню в депутаты Евросоюза выберут и Нобелевскую премию за борьбу за экологию дадут!»
«У родителей Греты совести нет – из больного ребенка делают политика, медийную фигуру».
C упреками в адрес папы и мамы Греты трудно не согласиться – свою дочку они раскручивают уже лет восемь, и именно они благословили девочку на «школьные забастовки за экологию». Сидеть каждую неделю на улице с плакатом – это же занятие явно не для скандинавского климата! И у здорового человека организм барахлить от холодной мостовой станет, а у хлипкого ребенка – тем более! То, что Грета с раннего детства больна, давно не секрет. В биографической книжке, которую сочинили и издали супруги Тунберги, щедро выплеснуты на потеху публики все их семейные болячки, перемешанные с глобальными мировыми проблемами. Там же опубликован диагноз Греты: «синдром Аспергера, аутизм (high-functioning) и обсессивно-компульсивное расстройство (OCD). Селективный мутизм (временами она разговаривает только с близкой семьей)».
Я, конечно, не медик, но и без врачей ясно, что столь бурная общественная деятельность для психики любого ребенка – запредельная нагрузка. Бедную Грету можно только пожалеть, но впрочем, она уже не такая бедная – на раскрутке своей дочери родители уже, похоже, заработали целое состояние.
Дипломатия детей
И всё же мне Грета Тунберг нравится – есть в ней что-то от Жанны д’Арк. Может быть, лет через пятьдесят её неукротимую одержимость идеей борьбы за чистоту Земли назовут святостью. Хорошо, что на кострах подобных дев сейчас не сжигают. Зато инквизиторов, похоже, миллионы. Но не судите девочку строго, она пытается заставить каждого из нас ощутить глобальность экологических проблем. Да, моя любимая дочь – тоже Грета, и это наверняка тоже повод для личных симпатий.
Можно, конечно, не верить в теорию глобального потепления по вине индустриализации, но свою Землю мы, люди, изрядно загадили. Далеко ходить за доказательствами не надо, достаточно прогуляться в окрестностях любого российского города или поселка. Мусорных куч столько, что ногу сломишь!
Борьба за экологию, я уверен, должна стать делом каждого человека. А начать нужно хотя бы с того, чтобы не оставлять хлам и прочие продукты жизнедеятельности после пикников на природе, забирать с собой – контейнеры для бытовых отходов сейчас стоят в каждом селе. В Москве и в Питере на утренних пробежках всё чаще встречаю людей с пакетами – волонтеры по доброй воле устраивают себе перед работой экологический фитнес, собирают чужой мусор. Значит, сознание всё-таки меняется, и каждый из нас – немножко Грета, хотя бы на долю процента.
Грету Тунберг в СМИ уже называют «Жанной д'Климат» – намекая на аналогию с Орлеанской девой, возглавившей борьбу за свободу Франции в Средние века. Кстати, призывать соотечественников к борьбе с британскими оккупантами Жанна д'Арк начала в тринадцать лет, а в семнадцать уже во главе армии одержала первые победы. Современники тоже считали её одержимой и даже сумасшедшей, за мнимые грехи инквизиция сожгла Орлеанскую деву на костре. Но прошло время, и история оправдала её, церковь канонизировала как святую, и в честь Жанны д'Арк во Франции учрежден национальный праздник. Так что, быть может, с выступления Греты Тумберг в ООН и начнётся всемирный поход человечества за чистоту нашей планеты?
Ну а дети-политики в истории уже были, и они смогли побудить взрослых к решению проблем, которые казались вечными. В пятидесятые годы символом борьбы с ядерной войной стала японская девочка Сасаки Садако. Ей было всего два года, когда на Хиросиму упала американская атомная бомба, и она всю свою короткую жизнь страдала от лучевой болезни. Садако верила, что выздоровеет, если успеет сделать тысячу бумажных журавликов. Она умерла в двенадцать лет, но дети из многих стран, узнав о её истории, в память о японской малышке складывали из бумаги птичек. Мы, дети пятидесятых, став взрослыми, о ней не забыли…
А в восьмидесятых годах американским и русским понять друг друга помогла двенадцатилетняя девочка Саманта Смит. Эта школьница из США написала письмо лидеру СССР Юрию Андропову, в котором спросила: будет ли новая мировая война? Он ей ответил, что советские люди тоже хотят мира, пригласил в СССР. И Саманта, побывав в Москве и Ленинграде, рассказала всему миру о том, что увидела и почувствовала там. Разрядка напряженности между СССР и Западом началась с улыбки Саманты Смит, и памятники этой девочке, остановившей холодную войну, поставили и в России, и в Америке.
«Хунвейбины от климата»
Политическая карьера Греты даёт повод задуматься о тренде – совсем молодые люди становятся действенной политической силой. Юную шведку и её сторонников уже окрестили «хунвейбинами от климата». По аналогии с китайскими комсомольцами, с помощью которых Мао делал свою «культурную революцию».
Наивная девочка Грета стала орудием политиков, у неё есть тренерский штаб из видных европейских антиглобалистов. Школьница уже выступала на Всемирном экономическом форуме в Давосе, в Европарламенте в Страсбурге, в палате общин в Лондоне, да и в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке уже наведывалась не раз.
Грета Тунберг уже стала кумиром сверстников по всему миру. По школам прокатилась волна забастовок – экологических и прочих, бузить дети готовы ради любой цели, лишь бы вырваться из класса, отдохнуть от учёбы.
Как похожи такие забастовки на ситуацию из старого анекдота про выступление юной советской доярки на митинге в поддержку арестованного Луиса Корвалана:
«Я не знаю, кто такая хунта, где такая Чили, но если они Луиса с карнавала не отпустят, то я коров доить не буду!»
Ну, а если серьезно – то втягивание детей в большую политику, пожалуй, может стать бедой намного опаснее глобального потепления. В «оранжевых революциях» подростки становятся тем динамитом, который рушит всё подряд. И от этого в мире уже не тепло, а слишком жарко.