Почему греки продают православие
Популярное афинское издание Ta Nea опубликовало данные соцопроса, согласно которому более половины греков считают Россию «недружественной страной».
В этой связи исторически справедливо напомнить, что Греция получила независимость исключительно благодаря России. В ходе русско-турецкой войны 1828–1829 гг. русская армия разгромила османские войска и спасла греков от истребления. При этом Российская империя исходила из того, что в Греции проживал братский, православный народ. Поэтому считала своей обязанностью защитить единоверцев. С тех пор сама Греция неизменно декларировала себя православной страной. На сегодняшний день в греческой Конституции закреплён тезис о единстве православного мира. С учётом этого обстоятельства греки не только демонстрируют крайнюю степень неблагодарности по отношению к своим спасителям. Они ещё и выступают против базовых положений собственной Конституции.
Подобная ситуация является яркой иллюстрацией того, к чему приводит политика западных кланов по переформатированию сознания наций. Суть этой политики заключается в том, чтобы разъединить народы, а затем, навязав им ложные идеологии, стравить между собой. Такой подход приводит к вражде даже между исторически и культурно близкими народами.
В ситуации с Грецией такую роль ложной идеологии сыграла идеологическая концепция под названием «Мегали Идеа» (Μεγάλη Ιδέα) или «Великая идея».
Впервые её сформулировал в 1844 году премьер-министр Греции Иоаннис Колеттис. Он изложил положения «Великой идеи» во время дебатов о принятии первой греческой Конституции. Интересно, что сам Колеттис не являлся греком. Он принадлежал к народности, близкой румынам. Был воспитан в Италии. Являлся главой партии, ориентировавшейся на Францию.
Суть «Великой идеи», выдвинутой Колеттисом, заключалась в «предначертании возродить империю эллинов». Под «империей эллинов» подразумевалась Византийская империя. Её Колеттис именовал «Греческой», поскольку считал исторической и юридической преемницей античной Греции. Конкретно речь шла об объединении Балкан, Анатолии и северного Причерноморья. Центром новой «империи» должен был стать Константинополь (Стамбул).
Идеологическая концепция, выдвинутая Колеттисом, была принята за основу для формирования новой эллинской идентичности. Больше того, «Великая идея» стала одной из конституционных основ греческой государственности. По инициативе Колеттиса законодательно был закреплён новый титул греческого монарха. Он стал именоваться не «королём Греции», а «королём эллинов». Тем самым подчёркивалось, что монарху предстоит объединить все земли, населённые греками.
Вопрос только в том, что Византии никогда не существовало. Византия – это название полулегендарного города, существовавшего во времена античности на месте Стамбула. В историографии этим названием ошибочно именуется поздний этап формирования Римской империи, которая покорила древних греков. Во времена средневековья столица этой империи переместилась из Рима в Константинополь. В то же время её жители продолжали именоваться «ромеями» (римлянами). Их страна именовалась Ромейской (Римской) империей. В таком виде она и была завоёвана османами в 1453 году.
Поэтому «Великая идея» означала, что грекам предначертано возродить… иностранное государство, а именно – империю своих завоевателей. И такую концепцию сделали идеологической основы для формирования греческой нации. Благодаря этому сознание греков было постепенно переформатировано. Именно поэтому они фактически идут на предательство по отношению к своим прежним спасителям.
Добавим, что концепция «Великой идеи» продолжает существовать до сих пор. В частности, она нашла отражение в Конституции Греции. В основном законе есть норма о том, что Константинополь остаётся духовным центром страны, по крайней мере, в религиозных вопросах. Сравните с тезисом Колеттиса о том, что столицей Греции должен быть Стамбул, а не Афины.
Правда, теперь концепция «Великой идеи» модернизирована. Речь больше не идёт о возрождении Византийской империи. Да и название у концепции другое – «энозис» (от греческого «Ένωσις» – «объединение, единство»). Под этим термином подразумевается вполне справедливое стремление греков к объединению. Вот только при этом по-прежнему предполагается объединить всё те же земли «исторического» проживания греков. В списке, как и прежде, Балканы, Анатолия, Северное Причерноморье.
Одна деталь: Северное Причерноморье включает в себя Крым, а также некоторые другие территории России. В таком виде греческая идеология неизбежно ориентирует национальное сознание греков на враждебное отношение к русским.