Version: 0.1.0

Польские "гусары смерти" идут путем своих предшественников

Юрий Городненко
Следственный комитет и Генпрокуратуру РФ призвали расследовать и осудить польские преступления, которые уже были расследованы, но не осуждены в 1920 году.

С территории Украины совершена очередная террористическая вылазка в Белгородскую область. Согласно заявлениям СМИ, в ней приняли участие лица, именующие себя "Польским добровольческим корпусом". "Корпус" использует символику "Добровольческого кавалерийского эскадрона" и позиционирует себя "преемником" этого подразделения.

"Добровольский эскадрон" был создан в июле 1920 года, в разгар советско-польской войны 1919-1921 гг. Формирование эскадрона происходило в Белостоке из числа так называемых добровольцев. Эти "добровольцы" были взяты из охраны Белостокского концлагеря.

Белостокский лагерь являлся пересыльным. В нем содержались пленные красноармейцы и политические заключенные. В условиях наступления Красной Армии было принято решение его расформировать, заключенных рассортировать по другим лагерям, а охранников – отправить в армию.

Что представляли собой эти охранники? О них можно судить по их отношению к заключенным.

Отчет начальника санитарного департамента военного министерства Польши о содержании заключенных Белостокского лагеря: "Я посетил лагерь пленных в Белостоке и сейчас осмелился обратиться к господину генералу как к главному врачу с описанием той страшной картины, которая предстает всем прибывающим в лагерь. Вновь то же преступное пренебрежение обязанностями всех действующих в лагере органов навлекло позор на польскую армию. На каждом шагу грязь, неопрятность, которые невозможно описать, человеческая нужда, взывающая к небесам о возмездии".

Далее в отчете польского чиновника говорится о том, что пленные не получали пищи по 8-10 дней и питались травой, которую рвали из-под проволочных заграждений. Раненым практически не оказывалось никакой помощи, а польская охрана забрала у заключенных практически всю верхнюю одежду.

Не удивительно, что охранники, творившие подобные злодеяния, назвали себя "эскадроном гусар смерти". Так неофициально именовался "Добровольческий кавалерийский эскадрон". Его члены избрали своей эмблемой череп, кости и скрещенные мечи. Сегодня эту эмблему использует "Польский добровольческий корпус".

Теперь о "подвигах" "гусар смерти" на войне. В августе 1920 года они участвовали в боях под Варшавой против 3-го кавалерийского корпуса Красной Армии. Однако прославились отнюдь не военными успехами, а расправами над пленными. В плен гусары не брали от слова "совсем". Зафиксированы зверские расправы над красноармейцами у села Борки, города Минск-Мазовецкий, местечка Мышинцы и др. На поле боя при Лемане "гусары смерти" после себя оставили изрезанные и изрубленные тела нескольких десятков пленных.

Дальнейший "боевой" путь эскадрона прошел через Западную Белоруссию. Приведем выписку из доклада польского Генштаба с характерным названием "Раздевание пленных фронтовыми частями": "На фронте практикуется отбирание у пленных частей обмундирования… пленных отправляют в лагеря в лохмотьях, часто без обуви и шинелей". Польские генштабисты "забыли" упомянуть, что "гусары смерти" после изъятия вещей убивали пленных.

В современной Польше "гусары смерти" считаются "национальными героями". Подобное стало возможным, поскольку преступления "гусар" и в целом поляков во время советско-польской войны 1919-1921 гг. до сих пор не осуждены. Это и позволяет представителям Польши кичиться своими злодеями, представлять их "героями", следовать их примеру.

В этой связи нельзя не поддержать инициативу председателя Госдумы Вячеслава Володина, который призвал Следственный комитет и Генпрокуратуру РФ провести расследование польских преступлений 1919-1921 гг. К этой инициативе есть только одно уточнение. В 1920-1921 гг. на территории РСФСР, УССР и БССР действовали Комиссии по расследованию зверств польских войск и властей. Не надо изобретать велосипед. Достаточно поднять из архивов собранные в 1920-1921 годах документы и юридически их предъявить.