Трибунал над нацистами и применение смертной казни
Трибунал над нацистами требует совершенствования законодательства
14 июня в Южном окружном военном суде в Ростове-на-Дону начался первый процесс над украинскими нацистами. На скамье подсудимых – 24 члена полка "Азов"*. Эти боевики были взяты в плен в ходе трехмесячных боев за Мариуполь в 2022 году. Они обвиняются в военных преступлениях против жителей ДНР и ЛНР, российских военнопленных.
На первом заседании суд ограничился тем, что установил личности подсудимых, продлил им меру пресечения в виде содержания под стражей, а также назначил следующее заседание на 28 июня.
Большинство подсудимых обвиняется по статьям УК РФ, которые включают особо тяжкие преступления. Конкретно их деяния квалифицируются по статьям 278 (действия, направленные на насильственный захват власти), 205.5 (участие в деятельности террористической организации), 205.3 (прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности).
Статьи 278 и 205.5 рассматривают преступления в составе группы лиц. Такие противоправные деяния существенно увеличивают степень и тяжесть вины. Соответственно, выше и мера наказания. Подсудимым грозит от 15 лет колонии строго режима до пожизненного заключения.
В то же время вина некоторых из них заслуживает более сурового наказания. Ведь они не просто мучили, убивали. Они выступали за уничтожение целых этнических групп и, кроме того, провоцировали ядерную войну. Конкретно – войну между Россией и ядерными державами Запада. Такие действия грозят истреблением всему человечеству или большей его части. Они относятся к категории преступлений против человечества. И заслуживают смертную казнь.
Но с применением данной квалификации есть один нюанс.
И дело не только в том, что в России действует временный мораторий на применение смертной казни.
В сентябре 2014 года представители Украины и ДНР-ЛНР подписали Минские протокол и меморандум. В историю эти документы вошли под названием "первые Минские соглашения". Они содержали пошаговый план урегулирования военного конфликта на Донбассе. Подпись под ними также поставили посол РФ в Украине Михаил Зурабов и швейцарский дипломат Хайди Тальявини в качестве представителя ООН и ОБСЕ. Таким образом, документ был санкционирован Организацией Объединенных Наций. Россия, как один из основоположников ООН и постоянных членов Совбеза, выступила в числе гарантов реализации соглашения. В дальнейшем Минские соглашения были одобрены самим Совбезом.
Опираясь на статус гаранта, Россия начала расследование военных преступлений, совершенных в Донбассе. В октябре 2014 года Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о геноциде жителей юго-востока Украины. С тех пор был собран огромный материал о преступлениях представителей киевского режима. Он используется в ходе Ростовского процесса. Тем не менее статью 357 УК РФ "Геноцид" в ходе процессов не применяют.
Применение этой нормы ограничено тем, что она регулируется Конвенцией ООН о предупреждении геноцида и наказании за него. В соответствии с Конституцией РФ эта конвенция имеет приоритет перед нормами российского права. В то же время многие моменты, связанные с квалификацией геноцида, до сих пор не урегулированы. Согласно конвенции, их должен урегулировать
Международный суд ООН. Однако в нем доминируют представители Запада. Поэтому для справедливого суда над украинскими нацистами необходимо совершенствовать правовую базу вплоть до создания отдельных норм с "ноля". Россия в качестве гаранта Минских соглашений, нарушенных Украиной при поддержке Запада, имеет на это право.
Добавим, что примером формирования международных уголовных норм с "ноля" могут служить действия Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Когда встал вопрос о суде над нацистскими преступниками, Президиум Верховного Совета СССР издал указ "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников". Этот документ, утвержденный 19 апреля 1943 года, опирался на межсоюзнические соглашения по созданию ООН. Указ заложил нормы права, по которым следовало судить гитлеровских убийц. Их следовало судить как международных преступников – за преступления против человечества. 14–17 июля 1943 года состоялся первый процесс. Он прошел в Краснодаре. На скамье подсудимых оказались пособники немецких оккупантов. 15–18 декабря 1943 года прошел второй процесс – в Харькове. На скамье подсудимых оказались немецкие военнослужащие. Конечным итогом этих действий стали послевоенные процессы, в т. ч. Нюрнбергский.
* Запрещенная в России террористическая организация.