Version: 0.1.0

Личность Сталина в сохранении духовных традиций нашего народа

Юрий Городненко
О том, почему нам навязывают искусственную дискуссию о личности Сталина и почему такая дискуссия направлена на раскол общества.

15 августа в городе Великие Луки на территории местного завода "Микрон" был открыт памятник Иосифу Сталину. В этом мероприятии в частном порядке участвовали представители различных общественных организаций. Среди них оказались и священнослужители Русской православной церкви (РПЦ).

Данный факт вызвал негативную реакцию со стороны Псковской епархии РПЦ. В связи с этим она начала служебную проверку указанных священников. Причем этой проверке придана максимальная публичность, а интерес к ней подогревают заявления отдельных иерархов РПЦ для СМИ. Они заявляют о "недопустимости" установки памятников Сталину, "преступности" советского руководителя.

Кто-то явно пытается руками представителей РПЦ спровоцировать общественную дискуссию с возможным ее переводом в политическую плоскость. Речь идет о попытке столкнуть общество по линии сторонники социалистических идей – приверженцы православия (любой другой конфессии). И как всегда бывает в подобных случаях, наш народ стараются увести от исторических фактов.

В то же время эти факты свидетельствуют о том, что до Сталина Русской православной церкви как независимого общественного института не существовало.

До конца XVI века Московская митрополия находилась в юрисдикции Константинопольской патриархии. Затем она получила автокефалию (административную независимость), но тут же превратилась в один из учреждений царизма.

В XVI–XVII веках цари назначали патриархов, а с начала XVIII века сами возглавили Церковь. Все императорские распоряжения подлежали беспрекословному исполнению священниками, которые были лишены какой-либо самостоятельности.

Одним из первых актов советского правительства было отделение государства от Церкви. Последняя получила формальную независимость и впервые в своей истории смогла самостоятельно избрать органы управления – Священный Синод и др. В то же время Церковь не получила прав частного религиозного общества. Ее правовой статус оказался неопределенным.

В этот период в советском руководстве существовали две точки зрения.

Одна заключалась в том, что Церковь подлежит насильственной ликвидации. Представители этой точки зрения выступали за уничтожение любых ценностей, традиций, ликвидацию самого русского народа. Идеологом этой группы считался глава Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б) Лев Бронштейн (Троцкий).

Вторая точка зрения заключалась в том, чтобы сохранить национальную государственность. Для этого требовалось сохранить духовные ценности, традиции русского народа. Поскольку эти ценности, традиции были тесно переплетены с православием, следовало сохранить Церковь, преобразовав ее в полноценный общественный институт. Наиболее крупным выразителем этой точки зрения являлся Иосиф Джугашвили (Сталин).

Чтобы проиллюстрировать позицию двух сторон, приведем всего лишь два документа, относящихся к одному и тому же периоду.

Первый документ – это письмо В. И. Ленина к руководящим органам Политбюро, ОГПУ, Наркомата юстиции и Ревтрибунала от 19 марта 1923 года. Вот что в нем говорится: "Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше".

Второй документ – это циркулярное письмо № 30 "Об отношении к религиозным организациям" от 16 августа 1923 года за подписью секретаря ЦК РКП(б) Иосифа Сталина. Этот документ был разослан всем губернским комитетам РКП(б). В нем содержится требование запретить закрытие церквей "по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, за неуплату налогов … а также аресты религиозного характера", если они не имеют связи с контрреволюционными деяниями. В циркуляре содержалось предостережение от гонений на верующих, поскольку "гонения только укрепляют религиозные предрассудки".

Как видим, позиция Сталина прямо противоречила линии Ленина даже в период жизни последнего. В дальнейшем именно при Сталине Церковь обрела юридический статус. И вновь приведем документ.

28 января 1945 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление № 162, которым утвердил уставные документы Московской патриархии. Этим актом впервые в истории русского православия Церковь была юридически наделена статусом независимого общественного института – хранителя духовных ценностей и традиций русского народа.

Даже свое название РПЦ получила от Сталина. В указанном постановлении 1945 года был впервые юридически закреплен статус Церкви как "Русской православной церкви". До этого она в документах именовалась "Российской православной церковью", "Греко-восточной российской церковью" и др.

Возвращаясь к реакции представителей РПЦ, следует признать, что личность Иосифа Сталина, как и в целом тот период в истории, не имеет и не может иметь однозначной оценки. В то же время установка памятника в Великих Луках являлась не политической, а историко-культурной акцией. Она была призвана увековечить исторический факт – роль главы советского правительства и главнокомандующего Красной армией в спасении народа.

Стоит напомнить, что Великие Луки находились под немецко-фашистской оккупацией в период с августа 1941 года по январь 1943 года. За это время население сократилось с 50 до 5 тысяч человек, количество зданий с 3391 до 308. Нацисты планировали полное уничтожение города как одного из духовных центров исторической России. Эта же участь готовилась не только городам, но и Церкви как духовному институту русского народа. Такие намерения нацистов юридически зафиксированы материалами Нюрнбергского трибунала. И только действия Красной армии, сплоченность народа под руководством верховного главнокомандующего предупредили приведенный сценарий. Огромная роль Сталина в Победе и увековечена установкой памятника.

Добавим, что сплоченность, мудрость по отношению к собственному прошлому очень нужны нам и сегодня.