Обострение стокгольмского синдрома во Вьетнаме
11 сентября президент США Джо Байден совершил государственный визит во Вьетнам. Его целью являлось усиление политического и экономического влияния Вашингтона в Индокитае. Согласно внешнеполитической стратегии США, Вьетнам рассматривается одним из противовесов Китая в Юго-Восточной Азии. Причем свой визит Байден приурочил к 50-летию подписания соглашения об эвакуации американских войск из Индокитая.
В XIX веке территория современного Вьетнама стала колонией Франции. Во время Второй мировой войны французов вытеснили японские войска. Вьетнамцы поднялись на борьбу с оккупантами и после поражения Японии провозгласили "независимость". Однако Франция не желала терять свою колонию и развязала войну против нового образования. В этот момент огромную помощь вьетнамскому народу оказали СССР и КНР. Во многом благодаря их поддержке французы были вынуждены эвакуироваться.
Однако и после этого Вьетнам не стал независимым, т. к. юг страны попал под контроль американцев. Они развязали войну против вьетнамского народа, буквально выжигая страну.
Американцы сбросили на Вьетнам до 20 миллионов бомб, большая часть из которых была начинена химикатами или зажигательными смесями. Кроме того, США распылили 72 млн литров отравляющих веществ. В период с 1945 по 1975 год было убито до 6 миллионов вьетнамцев, 2/3 из которых представляли гражданское население.
И вновь вьетнамцы получили политическую и военную поддержку от СССР. Благодаря помощи Советского Союза они смогли добиться победы над оккупантами. В 1973 году США согласились вывести свои войска из Вьетнама. Последний американский солдат покинул Индокитай в 1975 году.
Однако и после этого Вьетнам продолжал испытывать негативные последствия иностранной оккупации. 10% территории страны до сих пор остается непригодной для проживания ввиду отравления смесями дефолиантов и гербицидов. В стране насчитывается 4,8 миллиона инвалидов, которые пострадали от американских отравляющих веществ. Свыше миллиона из них – в возрасте до 18 лет, т. е. их инвалидность стала наследственной.
В ходе визита президент США подписал с руководством Вьетнама соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Этим договором предусмотрено расширение политического и экономического сотрудничества с Ханоем. В документе нет ни слова о компенсации ущерба, о признании вины перед вьетнамцами. Больше того, американские СМИ представили визит Байдена как политический реванш за военное поражение во Вьетнаме. И этому во многом благоприятствовали… сами вьетнамцы.
Они устроили президенту США поистине королевский прием. Его встретили почетным караулом, импровизированным парадом всех родов войск. Вдоль маршрута движения кортежа были выстроены толпы школьников. Они размахивали американскими флагами и выкрикивали приветственные лозунги. В речи, обращенной к "высокому гостю", премьер-министр Вьетнама Фам Минь Чинь заявил: "Мы искренне хотим получить политическую поддержку со стороны правительства США и в том числе от вас, господин президент, как от человека, питающего большую любовь к Вьетнаму".
И это притом что Байден представляет Демократическую партию, лидер которой Джон Кеннеди стал инициатором интервенции США во Вьетнам. Именно демократическая администрация Линдона Джонсона в 1964 году санкционировала массированные бомбардировки гражданских объектов Вьетнама. Она же одобрила применение запрещенных средств против мирного населения. Наконец, сам Байден в 1960-х годах поддерживал войну и в дальнейшем никогда не выступал с ее осуждением. В США участников войны во Вьетнаме считают героями, интервенцию в Индокитай официально именуют "защитой свободы".
Американские СМИ обратили внимание и на другие "детали". Согласно соцопросам, во Вьетнаме растет количество тех, кто симпатизирует США. Этому во многом способствует официальная пропаганда Коммунистической партии Вьетнама. Она направлена на "преодоление прошлого". Как это проявляется на практике, можно увидеть на следующем примере.
По окончании вьетнамской войны на юге страны (в Хошимине) был создан музей под названием "Дом для показа военных преступлений американского империализма и марионеточного правительства Южного Вьетнама". В это же время на севере (в Ханое) планировался Музей Победы. Первый из них был посвящен преступлениям французских и американских агрессоров, а второй – борьбе с оккупантами. Предполагалось, что оба музейных комплекса станут главными центрами страны по сохранению исторической памяти.
Что видим сегодня?
Музей в Хошимине переименовали в Музей жертв войны. Из него исчезли наиболее ужасающие свидетельства западных преступлений. В описаниях к оставшимся экспонатам чаще всего не указывается, кто совершил соответствующие злодеяния. В музее стараются не упоминать слово "США".
Музей Победы переименован в Музей Армии. Его экспозиции разбиты на 13 разделов. 11 из них посвящены войнам с Китаем. И лишь два отведены под национально-освободительную борьбу с французами и американцами. При этом о помощи СССР и КНР – ни слова. Осмотрев экспозиции, можно сделать вывод, что главным врагом Вьетнама был не Запад, а Китай.
Такая политика очень напоминает стокгольмский синдром. В ином случае происходящее остается квалифицировать как предательство.