Новая провокация англосаксов по отношению к России и Китаю
Англосаксы, осознав бесперспективность попыток силой одолеть Россию, пытаются вбить клин в ее отношения с Китаем. Для этого решили использовать 170-ю годовщину установления российского суверенитета над Приамурьем и Сахалином. Суверенитет был установлен благодаря Геннадию Ивановичу Невельскому летом – осенью 1853 года.
В связи с годовщиной "Радио Свобода"*, принадлежащее Агентству США по глобальным медиа, опубликовало материал о том, что Китай до сих пор имеет территориальные претензии к России. В качестве "подтверждения" приведены некоторые экспозиции Айгуньского музея КНР, на базе которого существует военно-гражданский образовательный центр. Конкретно речь идет об экспозициях, в которых действия Невельского якобы представлены "незаконными", а договоры о суверенитете России над Приамурьем, Приморьем и Сахалином – "неравноправными". Заметим, что впервые трактовка указанных договоров как "неравноправных" появилась на Западе, а именно – в США. Поэтому специально для англосаксов краткий исторический урок.
Россия начала освоение Приамурья еще в середине XVII века. Тогда же она столкнулась с враждебной реакцией со стороны империи Цин, которая на тот момент представляла Маньчжурию, а не Китай. Население маньчжурского государства, как и его правители, по своему этническому происхождению были родственны тунгусам.
В 1689 году Россия и Цин подписали Нерчинский договор, установивший границу между двумя странами. В то же время линия разграничения фактически была проведена только по реке Аргунь, по которой и сегодня проходит российско-китайская граница. Для обозначения остальной части границы в тексте указывались несуществующие пункты. Вопрос о статусе современных Сахалинской области, Забайкальского, Хабаровского и Приморского краев остался нерешенным.
Это не только препятствовало сближению России и Китая, но и осложнило защиту российских дальневосточных рубежей. На тот момент единственная дорога от административного центра Дальнего Востока Иркутска до главного порта на Тихом океане Петропавловской гавани (Петропавловск-Камчатский) составляла 8,5 тысячи км. Этот кружной маршрут пролегал по бездорожью. В середине XIX века на его преодоление опытному курьеру требовалось не менее 4 месяцев, а доставка грузов, в т. ч. военного назначения, и вовсе была затруднена.
Решить проблему можно было за счет установления транспортной связи между Иркутском и Камчаткой по Амуру и далее через Охотское море. Но для этого требовалось урегулировать юридический статус Приамурья.
В этой ситуации генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев, известный как Муравьев-Амурский, прибегнул к хитрости. Он использовал тот факт, что, согласно международным нормам того времени, открытие неосвоенных земель позволяло установить над ними свою юрисдикцию. На тот момент Приамурье, Сахалин и Приморье практически не были освоены и заселены. Поэтому, осуществив их исследование (открытие) и картографирование, можно было установить над ними юрисдикцию даже при отсутствии договора с империей Цин. Для реализации этой идеи губернатор снарядил Амурскую экспедицию во главе с Невельским.
Геннадий Иванович Невельской являлся выходцем из семьи потомственных военных моряков, воспитанником руководителя первого русского кругосветного путешествия Ивана Крузенштерна. Последний увлек будущего исследователя Дальнего Востока мечтой о новых географических открытиях.
В ходе Амурской экспедиции воспитанник Крузенштерна открыл пролив между Приамурьем и Сахалином, провел картографирование двух берегов. Затем высадил десанты и установил факт отсутствия постоянного населения. Далее заложил русское поселение Николаевский пост (ныне город Николаевск-на-Амуре) в устье Амура, подняв российский флаг. После этого объявил о суверенитете России над прилегающими территориями.
Действуя таким образом, Невельской шел на огромный риск. Ведь Муравьев ограничился только устными предписаниями. Он не давал письменных полномочий на присоединение новых земель, а значит, формально мореплаватель действовал по "собственной инициативе". И поскольку эта инициатива не была согласована МИД, глава последнего Карл Нессельроде потребовал разжаловать русского офицера в солдаты – за "самоуправство". Спас мореплавателя Николай I. Именно тогда император произнес свою знаменитую фразу: "Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен". Николай I официально признал российскую юрисдикцию над Приамурьем и Сахалином.
Невельской поспешил это закрепить. В августе – октябре 1853 года он вновь прошелся вдоль побережья Приамурья и Сахалина и основал новые поселения. Эта акция, проведенная в точном соответствии с международным правом, привела не только к расширению территории России, но и обеспечила ее оборону на востоке. Между Камчаткой и Иркутском были налажены коммуникации по Амуру. Причем это позволило обеспечить еще и… защиту Китая.
В 1854 году к берегам Камчатки прибыла англо-французская экспедиция. Ее целью являлся захват тихоокеанского побережья России. Одновременно британцы и французы предъявили ультиматум империи Цин, власть которой на тот момент распространилась на весь Китай. Англия и Франция требовали разрешить им беспошлинную наркоторговлю на всей территории Поднебесной, а также признать… британский протекторат. Речь шла о превращении Китая в колонию. В случае отказа Лондон и Париж грозили направить свою эскадру после ожидаемого захвата российского побережья к китайским берегам. Однако англо-французская эскадра была разбита русскими в боях на Камчатке и в устье Амура. Невельской участвовал в обеспечении этой победы. В итоге Англия и Франция не смогли подкрепить свой ультиматум силой. Китай сохранил суверенитет, а правительство империи Цин осознало необходимость тесного союза с Россией. Тогда-то были подписаны договоры, установившие современную российско-китайскую границу. Эти соглашения на Западе и объявили "неравноправными". Англосаксы не простили Невельскому то, что он позволил России отстоять Дальний Восток, а Китаю – сохранить независимость.
И последнее. Если кому-то хочется спекулировать на теме претензий Китая к России, то прежде стоит заглянуть в Конституцию КНР. Со времен Мао Цзэдуна в ней закреплен принцип отказа от территориальных претензий к соседям.
* Признано СМИ-иноагентом.