Version: 0.1.0

"Одинокая звезда": развал США или шантаж?

Юрий Городненко
Конфликт между Техасом и Вашингтоном может сдетонировать мину, заложенную отцами-основателями в американскую государственность

В США набирает обороты конфликт между Техасом и Вашингтоном. При этом до сих пор остается вопрос: насколько это противостояние является критическим для целостности Соединенных Штатов? И что от него ожидать в будущем?

Формальным поводом к конфликту послужила операция республиканской администрации штата Техас "Одинокая звезда". Она осуществляется с марта 2021 года и стала реакцией на либерализацию иммиграционной политики демократом Джо Байденом. Официальной целью операции декларируется противодействие нелегальной иммиграции, торговле наркотиками. В ее рамках правительство Техаса привлекло к охране границы с Мексикой местную национальную гвардию, полицию. И они постепенно стали вытеснять федеральных пограничников.

В ответ администрация Байдена в 2022 году подала иск в суд, потребовав признать операцию "Одинокая звезда" незаконной. Судебный процесс продолжается и сегодня. Причем каждая сторона, не дожидаясь решения, декларирует намерение выполнять только тот вердикт, который будет принят в ее пользу. И каждая апеллирует к поддержке губернаторов. Так, в защиту властей Техаса высказались республиканские администрации 25 штатов. Напротив, губернаторы-демократы поддержали Джо Байдена. Тем самым стороны конфликта словно хотят детонации правовой мины, заложенной в американскую конституцию. 

4 июля 1776 года делегаты 13 северно-американских колоний Англии, собравшись на совместный конгресс, провозгласили независимость от Лондона. Акт, который они приняли, вошел в историю как "Декларация независимости США". Однако в реальности он именовался "The unanimous Declaration of the thirteen united States of America" ("Единогласная декларация 13 соединившихся Штатов Америки"). И речь в нем шла не о создании союза, а о провозглашении независимости 13 государств (штатов). Длинный перечень претензий к британской короне завершала следующая декларация: "Мы – представители соединившихся Штатов Америки […] торжественно объявляем, что эти соединившиеся колонии суть отныне свободные и независимые государства".

В 1783 году Лондон признал независимость штатов, после чего возникла необходимость в формировании единого рынка. Ведь ни одна из бывших колоний не была экономически самодостаточна. Интересы же внешней торговли требовали согласованной таможенной политики, введения единой валюты. Поэтому в 1787 году представители штатов разработали единую конституцию. Она вступила в силу в 1789 году. Согласно ей и было учреждено единое государство в форме федерации под названием Соединенные Штаты Америки. У него появилась собственная валюта – доллар. 

В то же время с целью недопущения узурпации федеральной власти в конституции был закреплен принцип под названием "права штатов". Он гласил, что центральную власть формирует не народ США. В конституционном праве Соединенных Штатов вообще нет такого понятия, как американский народ. В преамбуле основного закона говорится we, the People of the United States. Дословно это переводится как "мы, население Соединенных Штатов". Аналогом понятия "народ" в американском законодательстве является the Nation. В соответствии с конституционным правом США источником власти в федерации являются штаты, которые и делегируют федеральному правительству полномочия. Этот принцип был закреплен, в частности, в поправке X конституции США.

Это привело к тому, что при ухудшении финансового положения неизбежно возникает риск отделения штатов от федерации. С их точки зрения федеральная власть демонстрирует неспособность к решению тех задач, для которых и была учреждена. Широко известны попытки южных штатов отделиться в середине XIX века. Менее известно, что такие же попытки происходили в начале 1960 годов, когда в США началось противостояние по вопросу расовой дискриминации. И каждый раз основанием для сепаратизма служила поправка X Конституции США. Именно на нее сейчас ссылаются и власти Техаса. 

Причем у 28-го штата достаточно оснований, чтобы отделиться. Он является единственным (если не считать Гавайев) субъектом американской федерации, который до вступления в США имел международно-признанную государственность. В 1836–1845 годах на территории штата существовала полностью независимая Республика Техас. Она была признана США, Англией, Францией, Российской Империей, Нидерландами, Бельгией и другими странами. В состав Соединенных Штатов Техас вошел на основании международного договора с Вашингтоном. Поэтому для выхода из союза техасским властям достаточно аннулировать это соглашение.

Кроме того, Техас, площадь которого (692 тыс. км2) сопоставима с Турцией, является экономически самодостаточным. На его территории расположено большинство американских месторождений нефти и урана, а также крупные залежи природного газа, каменного угля, полиметаллических руд, серы. У Техаса высокоразвитая экономика с упором на информационные технологии, авиастроение, энергетику. Здесь базируются NASA, а также ряд ведущих научных центров. По размеру ВВП ($2,5 трлн.) 28-й штат немногим уступает Франции ($2,9 трлн.) и превосходит Италию ($2,1 трлн.).

Ради справедливости надо признать, что у правовой мины под названием "право на выход из федерации" есть свой предохранитель. Это решение Верховного суда Соединенных Штатов по делу "Техас против Уайта и других". Вердикт, принятый ещё в 1869 году, гласит: любая попытка отделения какого-либо штата от федерации рассматривается как "мятеж". В том числе по этой причине на выход Техаса из состава США все же не стоит рассчитывать. Поэтому действия администрации штата скорее следует квалифицировать как шантаж. Но у этого шантажа могут быть непредвиденные последствия.

Администрация Техаса выдвинула так называемый "Техасский план". Этот проект также известен под названием "Восстановление верховенства закона при ведущей роли штатов". Основные его пункты сводятся к ограничению полномочий федерального центра. В частности, предлагается предоставить штатам право налагать вето на федеральные законы или решения Верховного суда США. Такая норма предлагается на случай, если республиканцы проиграют будущие президентские выборы. В случае её принятия раскол будет усугубляться.