Забытый героизм Таганрога в Крымской войне
170 лет тому назад Англия и Франция развязали войну против России. Ранее они убедили османского султана 4 (16) октября 1853 года объявить войну Российской империи. После начала военных действий, а именно 12 (24) января 1854 года, Англия и Франция официально ввели свои эскадры в Черное море. 1 (12) февраля 1854 года в Санкт-Петербург поступили английские и французские ноты, в которых Лондон и Париж указали, что их корабли намерены блокировать русские порты. Такие действия были равнозначны объявлению войны. В ответ российский император Николай I 9 (21) февраля 1854 года издал манифест о разрыве дипломатических сношений с Лондоном и Парижем. В дальнейшем к Англии, Франции, Османской империи присоединилось североитальянское королевство Сардиния, а также подразделения из Германии и Швейцарии. О намерении выступить на их стороне заявила Австрийская империя.
Цели западной коалиции в этой войне, сегодня известной под названием Крымской, определялись Лондоном. Англия открыто стремилась разрушить Россию. Это официально декларировалось в программных документах английского руководства.
Премьер-министр Англии Генри Джон Пальмерстон так описал цели Лондона в обращении к лорду Джону Расселу: "Аландские острова и Финляндия возвращаются Швеции; Прибалтийский край отходит к Пруссии; королевство Польское должно быть восстановлено как барьер между Россией и Германией; Молдавия и Валахия и все устье Дуная отходит Австрии (…) Крым, Черкессия и Грузия отторгаются от России; Крым и Грузия отходят к Турции, а Черкессия становится или независимой или связанной с Турцией отношениями сюзеренитета".
Эти цели были дополнены в ноте британского кабинета прусскому правительству: "Расчленение России, отторжение ее остзейских губерний, которые, включая Петербург, должны были отойти к Пруссии и Швеции, отделение всей территории Польской республики в самых обширных ее пределах, раздробление остальной части на Великороссию и Малороссию". Об этой ноте можно прочитать в мемуарах прусского канцлера Отто фон Бисмарка.
Не удивительно, что со времен Крымской войны в русском фольклоре закрепилась крылатая фраза: "Англичанка гадит". С этой точки зрения конфликт, продолжавшийся до марта 1856 года, имел для России судьбоносный характер. Это была борьба русского народа за свое существование.
В то же время эта борьба с западной интервенцией до сих пор не отражена в Днях воинской славы России. Еще более интересная ситуация с тем, как она отражена в музеях и памятниках. В одних местах стараются сохранить память о событиях Крымской войны. Так, в Севастополе свято чтут память о героической обороне города в 1854–1855 годах. 48-тысячный русский гарнизон базы Черноморского флота на протяжении более чем 11 месяцев отбивал атаки 175-тысячной западной армии. В итоге интервенты смогли овладеть только частью Севастополя.
Другое дело в других местах. Приведем один пример.
Весной 1855 года Англия и Франция решили разрушить коммуникации, по которым происходило снабжение русской армии в Крыму. Для этого в Азовское море была направлена крупная англо-французская эскадра. В ее состав входило 57 военных кораблей, 11 плавбатарей, несколько десятков мелких судов. На их борту находилось 16-тысячное войско. Одной из их целей являлся порт Таганрог. Здесь не было ни укреплений, ни артиллерии, ни подразделений регулярной армии.
В мае 1855 года его атаковал "летучий отряд" в составе 18 англо-французских кораблей. Прежде чем приступить к обстрелу мирных кварталов, британский капитан направил русскому губернатору графу Егору Толстому ультиматум о сдаче. Стоит процитировать ответ: "Русские не сдают своих городов. Таганрог не крепость; орудий у нас нет. Вы можете бомбардировать город безнаказанно... Но таково ли призвание воина? Выходите на берег, мы померимся силами, и если ваша возьмет, то мы ляжем до последнего, исполнив свой долг".
Конечно, обращение к воинской чести англосаксов выглядело наивно. У англосаксов никогда не было ни чести, ни принципов. Поэтому они без каких-либо колебаний расстреляли беззащитный город. И только когда подожгли Таганрог, высадили десант. Тогда на защиту города встали местные жители. Они разбили интервентов. Ключевая роль в победе принадлежала ополченцам из горожан, пограничной страже, сотне казаков.
В июле 1855 года англо-французы попытались повторить операцию. Однако таганрогские рыбаки переместили бакены, которые отмечали глубину. В результате один из британских кораблей, а именно канонерская лодка "Джаспер", сел на мель. Это судно было захвачено и сожжено казаками. Потерпев очередную неудачу, интервенты вновь покинули Таганрогский залив. Наконец, в августе 1855 года англичане предприняли третью попытку захвата Таганрога. И вновь встретили отпор, потеряв несколько человек пленными.
После завершения войны Таганрог получил царскую грамоту с благодарностью за героизм, а также освобождение от государственных налогов на два года. К сожалению, это героическое событие почему-то никак не отражено ни в памятниках города, ни в Таганрогском историко-краеведческом музее.
Добавим, что интервенты атаковали Россию по всему Причерноморью, Приазовью, на Балтике, в Белом море, в Тихом океане. И везде местное население давало им отпор, проявляло героизм. Тем не менее в исторической литературе до сих пор сохраняются негативные оценки итогов Крымской войны. Парижский мирный договор 1856 года, завершивший конфликт, чаще всего оценивается как "поражение" России.
Некоторые из претензий к политике российского руководства во время Крымской войны действительно обоснованны. В России правила династия Романовых-Гольштейн-Готторпских, имевшая германские корни. Она ориентировалась на Запад и до последнего верила в его договороспособность. Еще одним крупным промахом российской внешней политики являлась ставка на поддержку болгар, сербов и греков. Предполагалось, что они поднимут восстание против султана сразу после начала войны. Несколько сот греков и болгар действительно вступили в состав русской армии. Однако этим дело и ограничилось. Общего восстания "братушек" так и не произошло. Россию предали.
В то же время итоги войны нельзя назвать "поражением". По Парижскому договору 1856 года западные державы впервые признали российскую принадлежность Северного Кавказа. Главное же заключалось в том, что Россия смогла отстоять целостность и независимость.