Иван Грозный: безумный убийца или защитник интересов своей страны
16 июля 2024 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Успенском соборе Кремля выступил с обращением к верующим. Часть своей речи глава РПЦ посвятил личности Ивана IV Грозного. Патриарх дал негативную оценку царю, в качестве главной претензии упомянув о гибели митрополита Филиппа (1507–1569 гг.).
Цитата: "Грозный царь, утверждавший свою единоличную власть, заподозрил, что владыка митрополит, происходивший из боярского рода и имевший большое влияние на боярское сословие, может подвигнуть бояр на противление царю. […] Святитель […] пал от руки безумного царя. Oн пал как невинная жертва. Был умерщвлен силою злой. А как Господь Иисус Христос был пригвожден ко Кресту? […] И как там двигателем ненависти, приведшей Господа к крестной смерти, была власть, так же и здесь была власть".
Речь идет о представителе знатного боярского рода Колычевых, который в 1566–1568 годах возглавлял Московскую митрополию. В этот период Русское царство столкнулось с западной агрессией, усугублённой внутренней оппозицией со стороны бояр. Митрополит выступил на стороне последних, озвучив их политические требования. Это завершилось лишением его сана по приговору церковного суда и ссылкой в отдаленный монастырь. Обстоятельства смерти бывшего первосвятителя не ясны. По мнению ряда историков, он был убит по приказу царя. В качестве источника они ссылаются на "жизнеописание" Филиппа. Эту версия отражена в речи патриарха Кирилла.
Если быть точным, то у "Жития митрополита Филиппа" было две редакции. О конфликте с Иваном Грозным и убийстве священнослужителя рассказывается в так называемой Тулуповской редакции. Она появилась в 20-х годах XVII века. В этот период к власти в Русском царстве пришли представители династии, вошедшей в историю по отчеству одного из ее основателей – Романовы. В 1613 году царский престол занял Михаил Фёдорович. Это произошло благодаря поддержке бояр. Поэтому в классовых интересах царя было оправдание митрополита Филиппа, а также осуждение его противника. Кроме того, у Романовых был и личный мотив. Они являлись родственниками Колычевых – оба рода происходили от боярина Андрея Кобылы, выходца из Германии.
Наконец, у создателей Тулуповской редакции была и еще одна цель. Фактически страной в тот период управлял отец царя Михаила Федоровича – патриарх Филарет. Тупуповская редакция говорила о приоритете духовной власти над светской. В "житии", при описании конфликта митрополита и царя, акцентировалось внимание на порочной природе любой власти. Такой подход является прямым заимствованием из трудов отца католической церкви Тертуллиана. Создателю западной патристики принадлежал тезис: Государство является "дьявольским порождением", служение которому несовместимо с служением Иисусу Христу. Этот тезис нашел отражение в "житии" русского святителя, т.к. авторы жизнеописания взяли за пример "Мученические акты".
О сути этих актов существует детальное исследование немецкого историка Уве Топпера. Этот автор получил известность своими исследованиями о фальсификациях истории в Средние века. Его работы, выпущенные в 1990-е годы, стали настоящей сенсацией. В частности, Топпер обратил внимание на то, что большинство источников, по которым мы сегодня судим об истории древнего мира, появились на границе XIV–XV веков. Их появлению предшествовала глобальная катастрофа. В XIV веке человечество пережило серию масштабных бедствий – голод, эпидемии и др. О причинах и масштабах этой трагедии историки спорят до сих пор. При этом они сходятся во мнении, что указанные события имели катастрофические последствия для всего человечества. Считается, что только от эпидемии "Черного мора" 1345–1353 годов погибло более 60% населения Европы.
По мнению Уве Топпера, необходимость преодоления этой трагедии потребовала от европейцев особых мер – произошло подчинение всех сторон жизни католической церкви. Для обоснования своей неограниченной власти папство, по словам Уве Топпера, пошло на масштабную историческую фальсификацию.
Исследователь обратил внимание на то, что в конце XIV века в нескольких монастырях Италии при странных обстоятельствах были обнаружены так называемые "Мученические акты" (Acta Martyrum). Это тысячи томов жизнеописаний, рассказывающих о смерти первых христиан, якобы зверски замученных язычниками. Никаких исследований этих находок на подлинность не производилось. Тем не менее они позволили католической церкви заявить, что жертвенность христианских мучеников даёт церкви право на особый статус в обществе. Этот тезис навязали обществу с помощью карательного органа – инквизиции.
Хуже того, Acta Martyrum послужили оправданием для внешней экспансии. Если язычники, к которым причислили всех представителей некатолических верований, некогда зверски убивали христиан, то теперь христиане могли творить с ними всё, что заблагорассудится. Так историческая фальсификация стала основой для европейской колонизации. Этой агрессии и противостоял Иван Грозный.
В конце стоит ещё раз обратить внимание на то, что митрополит Филипп, вне зависимости от его личных качеств, выступил на стороне тех сил, которые ориентировались на Запад. Он был осуждён не царём, а церковным судом. И все претензии церкви следует предъявлять не светской власти, а себе.
И последнее. С исследованиями Уве Топпера можно соглашаться или нет. Но один вывод неоспорим: любые апелляции к истории должны основываться на фактах, подтвержденным реальными, а не мнимыми документами.