Европа хочет судить Россию за грибы
В этом году на 23 февраля пришелся не только День защитника Отечества. В этот день ровно 60 лет тому назад в Страсбурге прошла первая сессия Европейского суда по правам человека. С тех пор 23 февраля 1959 года считается датой создания ЕСПЧ.
Некогда этот европейский судебный орган считался "одним из самых авторитетных в мировом сообществе". Еще бы, ведь в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (правовая основа функционирования ЕСПЧ) были подробно изложены "гарантии прав человека". Вот только цели этого документа были отнюдь не столь благородными. Ведь сам Европейский суд по правам человека был создан с подачи Соединенных Штатов Америки и цель его заключалась в том, чтобы, вторгаясь в конституционное право европейских стран, искусственно его регулировать.
Не случайно на протяжении всего периода своего существования ЕСПЧ то и дело пытался регулировать законодательство стран ЕС. Причем особенно активно — после того как Европейский союз превратился в экономического конкурента Соединенных Штатов. В XXI веке ЕСПЧ принял целый ряд решений, которые фактически регулировали конституционные нормы таких экономических локомотивов ЕС, как Германия, Великобритания и Италия.
Но еще более важной целью для Евросуда стала Российская Федерация. Тем более что с момента разрушения СССР официальной целью Запада стала организация международного процесса (так называемый Нюрнберг-2) относительно "коммунистического геноцида" — против правопродолжательницы СССР.
Поскольку для проведения этого процесса необходимо было признать ничтожность российской правовой системы, Запад добился внесения в российскую Конституцию положения о приоритете международного права. После же присоединения России к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод началась массированная кампания по признанию российского права несовершенным — "не обеспечивающим права простых граждан".
Как следствие, участие Российской Федерации в ЕСПЧ использовалось не для совершенствования ее права, а, напротив, для блокирования любых попыток его улучшения. Мало того, представители Европейского суда еще и непрерывно обвиняли российские власти в "создании нивелирования права". В качестве аргумента ссылались на то, что Россия якобы "являлась рекордсменом по количеству исков".
При этом их нисколько не смущал тот факт, что статистика Евросуда находилась в свободном доступе. Россия по показателю обращений в ЕСПЧ фактически находится на 21-м месте (из 47 стран Совета Европы, исходя из количества исков на общее количество населения). Безальтернативным же лидером по количеству жалоб была Румыния — страна Евросоюза. Оказалось, что включение в единую Европу только ухудшило положение с правами человека стран Восточной Европы.
Вопреки этим фактам Европейский суд по правам человека на протяжении последних 15 лет практически беспрерывно обвинял Россию в "систематическом нарушении прав человека" и стал рассматривать иски из этой страны в "преимущественном порядке". Мало того, в последние годы ЕСПЧ еще и разбирал российские жалобы с явными процедурными нарушениями — в более короткие сроки. Это объяснялось так называемой концепцией эффективного контроля, которую европейские судьи сами же и придумали.
Эта концепция и стала использоваться для того, чтобы с помощью судебных решений вторгаться в сферу регулирования российской Конституции, не обращая внимания на статистику, которая свидетельствовала о сокращении количества нарушений прав человека в России за последние 15 лет. К судебному производству принимали дела, мало относящиеся к нарушению прав человека.
В 2016 году одна из жительниц Приднестровья, которая отравилась грибами, купленными на тираспольском рынке, подала жалобу в ЕСПЧ. По ее мнению, санитарные власти Приднестровской Республики не обеспечили необходимый контроль за качеством рыночной продукции. В своем решении Европейский суд признал виновной в недолжном санитарном контроле на тираспольском рынке… Россию. Больше того, ЕСПЧ определил, что Москва несет исключительную ответственность за правопорядок в Приднестровской республике. Следовательно, должна отвечать и по другим 170 искам жителей Приднестровья — независимо от того, к каким сферам относились их претензии.
Поскольку Российская Федерация рассматривает возможность выхода из-под юрисдикции ЕСПЧ, представители последнего заявили: все дела, которые взяты в работу Страсбургского суда до того момента, как государство перестало быть членом Совета Европы, будут доведены до конца. Мало того, подача исков против России возможна и в дальнейшем. При условии, если жалоба будет касаться действий страны, совершенных до ее исключения или выхода из Совета Европы. Поэтому возможное завершение взаимодействия Москвы с Европой не означает автоматического обнуления претензий, которые по отношению к ней существовали или могут возникнуть. Если теоретически Россия покинет Совет Европы в 2019 году, то и десять лет спустя, по мнению евросудей, можно будет подать иск в отношении Российской Федерации за события 2010 или 2000 года (или же по вопросам, связанным с "преступлениями коммунизма"). При этом представители Запада не скрывают, что ставка при принятии подобных решений будет делаться на предательство элит. Они все еще рассчитывают повторить опыт разрушения СССР, вернувшись к статус-кво начала 1990-х.
Единственный выход в этой ситуации — игнорировать принимаемые Западом судебные решения, одновременно блокируя попытки сдачи российских интересов изнутри. Тем более что подобный опыт у России уже есть. Еще в 2011 году Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека подготовил программу "декоммунизации общества". По признанию премьер-министра Литвы Андрюса Кубилюса, Запад привлекли положения этой программы о добровольном признании Москвой "ответственности за советский геноцид и развязывание Второй мировой войны". Интересно, что тогда же прибалтийские, украинские, грузинские и польские политики инициировали очередную попытку рассмотрения в ЕСПЧ вопроса о признании ответственности СССР за "массовые убийства и преступления против человечности". Предполагались также и иски к Российской Федерации как правопродолжательнице Советского Союза. В 2012 году при президенте Владимире Путине опасный для России сценарий удалось заблокировать.