Version: 0.1.0

Литовский бумеранг: страна, сформированная на лжи

Юрий Городненко

11 февраля 2021 года руководство Литвы постаралось напомнить своему народу о том, что литовцы «должны быть благодарны» другой стране «за свой суверенитет». Ровно 30 лет назад, 11 февраля 1991 года исландский альтинг (парламент) поддержал инициативу Верховного Совета Литовской ССР о провозглашении «независимости».

Поскольку это событие с международно-правовой точки зрения было незаконным, а сегодня используется для преследования граждан Российской Федерации, наступило время разоблачить некоторые лживые утверждения.

Речь идёт об утверждении представителей Литвы о том, что в 1990 году вышла из состава СССР и «сразу же получила международное признание».

Начнём c того, что в марте 1990 года Верховный Совет Литовской ССР, состоявший из членов компартии Литвы, принял «Акт восстановления Литовского государства». Этот акт провозглашал «восстановление» литовской государственности, существовавшей до вхождения республики в состав Советского Союза. Отметим, что этого документа никогда бы не было, если не поддержка, а по сути – предательство ряда руководителей КПСС.

После этого глава Верховного Совета Литовской ССР, коммунист Витаутас Ландсбергис обратился ко всем странам, с которыми Вильнюс поддерживал дипломатические отношения до 1940 года, с просьбой их «восстановить». Но на этот призыв никто не откликнулся. Тогда он направил обращение в ООН с заявлением о «желании Литвы вновь вступить в международное сообщество». Но и тут в ответ не последовало никакой реакции. Поэтому Ландсбергис и его соратники, к тому времени переориентировавшиеся на Запад, заявили о «приостановке» «Акта восстановления Литовского государства». После чего, по согласованию с западными кураторами, стали готовить провокацию. Её цель заключалась в том, чтобы спровоцировать столкновение гражданских лиц с представителями органов правопорядка СССР с обязательной «сакральной жертвой». Таким путём рассчитывали добиться поддержки со стороны хоть какой-то страны.

Провокация была осуществлена в январе 1991 года, когда литовские национал-радикалы напали на советских военнослужащих, охранявших государственные учреждения на территории Литовской ССР.

После этого Ландсбергис и компания организовали консультационный плебисцит, проведенный 9 февраля 1991 года в форме «всеобщего опроса жителей Литовской ССР». На плебисцит был вынесен вопрос, который звучал так: «Вы за то, чтобы Литовское государство было независимой демократической республикой?»

Юридически это была формулировка, взятая из статьи 76 Конституции СССР. Она гласила, что каждая республика Советского Союза является «независимым», или «суверенным» государством. Собственно говоря, об этом говорили и сами литовские лидеры. Ландсбергис и К° заверяли жителей Литовской ССР, что им «лишь необходимо подтвердить советскую конституционную норму». В результате 76,4% жителей Литовской ССР так и поступили. Они пришли на участки и ответили «да» на вопрос о том, поддерживают ли они нормы советской Конституции. Поступили так, как и следовало поступить законопослушным гражданам Советского Союза.

Но Ландсбергис и компания тут же перекрутили результаты народного волеизъявления, объявив, что их соотечественники проголосовали не за нормы советской Конституции, а за… «Акт восстановления Литовского государства». Использовали то обстоятельство, что в «Акте» была продублирована статья 76 Основного закона СССР. После чего, нисколько не стесняясь своей лжи, обратились к Рейкьявику за дипломатическим признанием.

Исландия была выбрана не случайно. В соответствии с американо-исландскими соглашениями она фактически являлась протекторатом США, в частности, делегировав Вашингтону обеспечение своей национальной безопасности и обязавшись согласовывать свои шаги во внешней политике.

Тем не менее, несмотря на американское давление, Рейкьявик ограничился парламентской резолюцией. В ней содержался ни к чему не обязывающий призыв «признать литовскую государственность». Хитрость заключалась в том, что, согласно исландскому законодательству, внешняя политика республики находилась в компетенции правительства и президента. Что же касается альтинга, то его резолюции не имели юридических последствий. Это поспешил разъяснить исландский МИД. В частности, 16 февраля 1991 года было опубликовано заявление пресс-атташе посольства Исландии в СССР Стефана Л. Стефансона, в котором говорилось: дипломатическое признание Вильнюса «не планируется». Единственной законной формой международного признания является именно установление дипломатических отношений.

В этой связи любые заявления литовских политиков о «выходе» из СССР и «международном признании» являются ложью. Ни в 1990-м, ни в 1991 году Литва не выходила из состава СССР. Вплоть до распада Советского Союза она оставалась одной из советских республик. Что же касается подмены волеизъявления жителей Литовской ССР, то такие действия литовского руководства следовало квалифицировать как «мошенничество» и «узурпацию властных полномочий». По сути, это было не чем иным, как «государственным переворотом».

Государство, образованное на лжи, не может считаться законным.