Version: 0.1.0

Развод по-британски: как англичане делили золото

Юрий Городненко

Компания Ipsos опубликовала интересный соцопрос. Он был проведён среди граждан европейских государств, представляющих три четверти населения ЕС. Из опроса следует, что европейцы не имеют ясного понимания, в чём заключаются цели и задачи Европейского союза.

Во многом это связано с тем, что цели и задачи объединённой Европы кардинально поменялись по мере её интеграции. Причём ключевая роль в этих изменениях принадлежала британцам.

Первоначально идея объединения европейских стран была направлена на решение локальной проблемы - так называемого «Рурского вопроса». Рур являлся крупнейшим промышленным районом Германии. Его основными отраслями была добыча угля и производство стали. В 1945 году, после капитуляции Третьего рейха, Франция, Нидерланды, Бельгия и крохотный Люксембург предъявили территориальные претензии на Рур. В этот период регион был оккупирован Великобританией. Англия предложила следующий компромисс: Рурский район остаётся в составе Германии, но на условиях участия в интеграционном проекте под названием «Соединённые Штаты Европы». Проект СШЕ предполагал слияние ресурсов и тяжёлой промышленности западноевропейских стран, создание на этой основе международного картеля.

18 апреля 1951 года Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург подписали Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В соответствии с ним был создан картель, производивший до 60 млн тонн стали и имевший полную автономию от европейских правительств. Для превращения в монополиста требовалось ещё подключить Великобританию. В этом случае ЕОУС контролировал бы около 90% металлургического производства Западной Европы.

Тогда Соединённое Королевство выдвинуло условие. Лондон требовал сделать финансовым агентом Европейского объединения угля и стали Банк международных расчётов (BIS). Этот банк располагался в Швейцарии. Он был учреждён центробанками Великобритании, Германии, Франции, Италии и Бельгии. BIS имел корреспондентские счета, позволявшие совершать расчётные операции в любых уголках планеты. На тот момент в мире существовало лишь несколько международных финансовых учреждений с подобными возможностями.

Для «обеспечения» международных расчётов BIS использовал такой финансовый инструмент, как «процентные свопы». Процентные свопы - это страховые соглашения, в рамках которых кредитор и заёмщик обмениваются взаимными гарантиями. Английское «swap» переводится как «обмен». В случае наступления страхового случая пострадавшая сторона получает проценты. Отсюда и название свопов - «процентные».

Хитрость заключалась в том, что Великобритания обладала преимущественными правами на оперирование процентными свопами Банка международных расчётов. Таким образом, включение BIS в европейскую платёжную систему означало, что Лондон станет главным страховщиком общеевропейского картеля.

В дальнейшем так и произошло. Больше того, чтобы расширить свои возможности, Лондон инициировал усиление евроинтеграции. Во многом с подачи Великобритании был создан финансовый союз. Сначала европейцы учредили Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС), а затем Европейский центральный банк (ЕЦБ). При содействии британцев возникло политическое наднациональное объединение - Европейский союз.

Банк международных расчётов стал контрагентом всех этих структур. Что же касается сверхприбылей британских банков, то о них свидетельствуют следующие цифры. К концу 2013 года было распродано европейских процентных свопов на астрономическую сумму в $384 трлн. 70% из этих операций было совершено в Лондоне.

При этом Великобритания вошла в состав Европейского объединения угля и стали, а затем Европейского союза, но не стала участвовать в валютном союзе. Лондон торговал европейскими свопами, но не являлся ответчиком по долговым обязательствам Европы. Банк Англии стал одним из главных хранителей золотых резервов европейских стран, но не внёс в общеевропейский фонд ни грамма золота.

Правда, в момент формирования Европейского центробанка (ЕЦБ) Великобритания приняла на себя обязательство участвовать в формировании его активов. Тем не менее, когда наступил срок взноса, тогдашний министр финансов Соединённого Королевства Гордон Браун объявил о «диверсификации» резервов страны «из-за нестабильной стоимости золота». В рамках этой акции Банк Англии «распродал» «частным инвесторам» 60% своих драгметаллов. В реальности же никакой распродажи не было. Всё «распроданное» осталось в хранилищах центробанка – «на бессрочное хранение». В то же время резкое сокращение золотых резервов было использовано Лондоном в качестве формального основания для отказа от участия в ЕЦБ.

Это не помешало Банку Англии принять «на хранение» часть золотого запаса Европейского центробанка. Когда же долговая пирамида достигла максимальных размеров, настал момент соскочить. Оставалось только найти юридическое основание, чтобы не возвращать золото.

23 июня 2016 года в Великобритании прошёл консультативный референдум о выходе из ЕС. 51,9% участников «неожиданно» поддержали идею выхода. Данный плебисцит не имел обязательной силы. Тем не менее британское правительство незамедлительно поспешило инициировать отделение от Евросоюза. 31 декабря 2020 года Туманный Альбион окончательно покинул интеграционный проект, который ранее сам же и инициировал. Отчалив от европейского берега, британцы оставили континентальную Европу самостоятельно отвечать по долгам.