Version: 0.1.0

Убийцы из французского легиона до сих пор на свободе

Юрий Городненко

Следственный комитет и Генеральная прокуратура Республики Беларусь за несколько дней до годовщины Великой Победы начали процессуальные действия на месте захоронений советских граждан, замученных нацистами в 1941-1944 гг. Отправной точкой стало расследование в Логойском районе Белоруссии, на территории которого располагалась деревня Хатынь. В марте 1943 года она была сожжена вместе с жителями.

Это преступление совершили нацистские каратели из 118-го батальона шуцманшафт и зондеркоманды СС "Дирлевангер". Часть из них до сих пор не понесла никакого наказания. Они укрываются на Западе, и там их никто не собирается судить.

В 2009 году были попытки привлечь к ответственности трёх бывших карателей из зондеркоманды СС "Дирлевангер", проживавших на территории Германии. Однако германские правоохранители "не нашли оснований для их задержания".

Во Франции до сих пор живут убийцы из 118-го батальона шуцманшафт. В конце войны они вступили во французский Иностранный легион и хотя не участвовали в боях с гитлеровцами, получили статус "участников французского движения сопротивления". Сегодня они числятся "героями" во Франции и находятся под защитой законодательства Пятой Республики.

Поэтому инициативу белорусских правоохранителей можно только приветствовать. Вопрос в одном: Следственный комитет Белоруссии начал расследование по статье "Геноцид". Геноцид – это истребление отдельных этносов. По данному преступлению можно предъявлять обвинения в рамках одной конкретной этнической группы. Белорусские следователи так и сделали. Они ведут расследование нацистских преступлений только против белорусского народа. Но это существенно ограничивает их возможности.

Прежде всего потому, что во время Великой Отечественной войны существовал многонациональный советский народ. Преступление совершалось против всего народа СССР, а не конкретно против белорусов.

Но главное даже не в этом. Понятие "геноцид" было введено в международное право Конвенцией ООН. Она вступила в силу в 1951 году и не предусматривала обратной силы закона. Соответственно, её нельзя применить к преступлениям, совершённым до 1951 года. Нельзя её применить и к нацистским преступникам.

Получается противоречие. Преступление есть, а привлечь преступников к ответственности невозможно.

Решить эту проблему может формирование международной следственной группы. Ведь аналогичное расследование осуществляет российский Следственный комитет. Он ведёт расследование как по статье "Геноцид", т.е. по преступлениям против конкретных этнических групп, так и по статье "Преступление против человечества".

В таком виде это соответствует Нюрнбергскому правосудию. Нюрнбергский трибунал осудил нацистов именно за "преступления против человечества". Учредители трибунала исходили из того, что преступная политика нацистов была направлена не против отдельных этнических групп, а против всего человечества. Было признано, что преступления против человечества не имеют сроков давности.

С этой точки зрения участие Белоруссии в формировании международной следственной группы даёт ей больше шансов довести своё расследование до логического завершения.

К российско-белорусской группе могут присоединиться другие страны. Это позволит сделать следующий шаг – приступить к формированию международного трибунала, который сможет не только судить нацистских преступников, но и создать механизм предупреждения преступлений против человечества в будущем. Создание подобного органа предусмотрено Уставом ООН.

И последнее. Сегодня убийцы Хатыни продолжают жить в плену иллюзий – они уверены в собственной безнаказанности. Но их персональный Нюрнберг приближается. Он неизбежен.