Version: 0.1.0

Олег Дмитриевич Бакланов, мечта которого осуществилась

Юрий Городненко
Пройдя на протяжении своей трудовой биографии путь от монтажника до министра общего машиностроения СССР, он оказался на самой вершине власти. В конце существования СССР стал секретарём ЦК КПСС по оборонным вопросам.

28 июля 2021 года на 90-м году жизни скончался талантливый конструктор, успешный руководитель советской ракетно-космической отрасли, государственный деятель, Герой Социалистического Труда Олег Дмитриевич Бакланов. Ушёл тихо, мирно, во сне.

В последние годы он постоянно вспоминал своё детство. Бакланов родился в Харькове и во время Великой Отечественной войны оказался под нацистской оккупацией. На фасаде их дома нацисты устроили импровизированную виселицу. Каждый день ему, десятилетнему мальчику, приходилась наблюдать одну и ту же картину: изуродованные, разодранные, истлевшие тела харьковских юношей и девушек. Причём вешали те, кто громче всех перед войной горланил коммунистические лозунги. С приходом нацистов они же первыми побежали к ним на службу.

С детства будущий руководитель ракетно-космической отрасли СССР мечтал стать учёным. Поэтому без отрыва от производства окончил радиотехнический факультет, защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. Ему принадлежит целый ряд научных изобретений в производстве радиотехнической аппаратуры и автономных систем управления ракетами. Но… судьба распорядилась по-иному.

Пройдя на протяжении своей трудовой биографии путь от монтажника до министра общего машиностроения СССР (координирующего ракетно-космическую отрасль), он оказался на самой вершине власти. В конце существования СССР стал секретарём ЦК КПСС по оборонным вопросам. Тем не менее никогда не считал себя политиком. Всегда именовал себя "технарём", а своей "судьбой" называл космос.

Главным достижением своей жизни называл реализацию программы "Энергия — Буран". "Буран" был не просто космическим проектом. Он являлся ответом на американскую программу "Space Shuttle" по милитаризации космоса. Формально с 1967 года действовал международный договор о космосе, который запрещал размещение оружия массового поражения в космическом пространстве, а также декларировал, что все небесные тела являются "общим достоянием человечества". В то же время западные страны, в особенности США, никогда не считали себя связанными этим документом. Поэтому в 1984 голу приступили к созданию пилотируемой многоцелевой орбитальной станции, на которой предполагалось разместить термоядерное оружие.

Грузы для строительства должны были доставлять "Шаттлы", которые одновременно предполагалось использовать с военными целями. Их, невидимых для систем предупреждения о ракетном нападении, предполагалось оснастить термоядерным и нейтронным оружием для нанесения ударов по СССР и другим странам из космоса.

Самое же циничное заключалось в том, что в США разрабатывались проекты астроинженерных проектов по установлению контроля над энергией Солнца. Конечно, эти проекты (сфера Дайсона, Диск Алдерсона, система терраформи́рования и др.) были гипотетическими и часто совершенно фантастическими. Но только вдумайтесь, речь шла о том, чтобы перекрыть доступ света на Землю и затем продавать солнечные лучи, подобно еде. Сам ход мысли шокирует своим цинизмом.

Программа «Энергия — Буран», которую Бакланов курировал с 1981 года,  привела к созданию и успешному запуску в космос многоразового орбитального корабля-ракетоплана, по своим характеристикам не только не уступавшему «Шаттлу», но во многом превосходившего его. Полёт "Бурана" показал, что челнок готов к выведению на орбиты и возвращению на Землю космических аппаратов, космонавтов, грузов, а также оружия массового поражения. Это позволило восстановить космический паритет между СССР и США, а главное – сорвало планы Соединённых Штатов по милитаризации космоса и блокированию доступа других стран в космическое пространство. Также надо добавить, что сама программа «Энергия — Буран» привела к созданию целой отрасли, строительству большого количества новых предприятий, ориентированных на извлечение прибыли от космической деятельности.

И это не считая таких "деталей" как создание по инициативе Бакланова знаменитого "ядерного чемоданчика", а также спасение орбитальной станции "Салют-7".

Сегодня США идут по пути СССР, создавая целую отрасль, ориентированную на эксплуатацию космических ресурсов. Актуализировались планы по военному освоению космоса. С 2011 года Соединённые Штаты стали размещать на своих космических объектах нейтронное оружие. В этой связи возрождение программы "Энергия — Буран" стало ещё более актуальным.

Добавим, что создатель "Бурана" всегда отличался необыкновенной скромностью и непритязательностью. Жил в своём загородном домике, основной достопримечательностью которого были полки с тысячами книг. Был абсолютно доступным и простым в общении, внимательным к собеседнику, по отношению к которому никогда не демонстрировал собственного превосходства. 

Никогда за себя не просил и даже из жизни ушёл…. в статусе не реабилитированного. Олег Дмитриевич был освобождён от преследования по делу ГКЧП на основании амнистии, объявленной Госдумой Российской Федерации в феврале 1994 года для лиц, "осуждённых судом". 

Но всё дело в том, что он не был осуждён. Напротив, судебный процесс по делу ГКЧП (приговор Военной коллегии Верховного Суда РФ от 11 августа 1994 года) завершился тем, что признал… отсутствие состава преступления в деятельности гекачепистов. Тем не менее юридически честь и репутация Бакланова не были восстановлены, а сам он не считал правильным просить за то, что и так было очевидным. Остаётся только верить, что в условиях новых космических вызовов справедливость будет восстановлена. Генпрокуратура России официально реабилитирует Бакланова.