Союз новый, схемы грабежа – старые
15 сентября 2021 года США, Великобритания и Австралия объявили о создании трехстороннего оборонного альянса под названием AUKUS. Участники объединения задекларировали своей целью "обеспечение безопасности и обороны в Индо-Тихоокеанском регионе". Под эту задачу они и решили объединить военную мощь, финансы, ресурсы.
Конкретно участники AUKUS договорились заняться модернизацией австралийского подводного флота, совместной разработкой гиперзвуковых ракет, кибертехнологий.
Все эти проекты прежде всего нацелены на то, чтобы привлечь новых участников в объединение. Конкретный список потенциальных участников альянса озвучил министр обороны Австралии Питер Даттон. Он заявил, что AUKUS "хочет мира и стабильности для Индонезии, Вьетнама, Индии, Кореи, Малайзии, Сингапура и Филиппин". Как видим, в этот перечень вошли наиболее развитые экономики Азии.
Одна деталь: все торговые сделк, как между членами AUKUS, так и с их партнерами, не входящими в объединение, предполагается оформлять через биржи. О каких именно биржах идет речь, не говорится. Но догадаться несложно, если обратить внимание на следующий факт: заявление о строительстве атомных подводных лодок в Австралии спровоцировало резкий рост акций уранодобывающих компаний на биржах США, Великобритании и Австралии.
Заметим, что до финансового кризиса 2008 года практически все более-менее крупные международные сделки оформлялись на двух товарных биржах – нью-йоркской и лондонской. На их долю приходилось более половины международного оборота углеводородов и металлов. Через Лондон, как правило, оформлялись контракты по продаже металлов, а через Нью-Йорк – по продаже углеводородов. Это позволяло контролировать практически все международные транзакции, а также навязывать контрагентам расчетную единицу ФРС – доллар.
Кризис 2008 года породил новую тенденцию. Все больше и больше сделок стало проходить через региональные биржи – гонконгскую, шанхайскую, токийскую, манильскую, индонезийскую, индийскую, Союз палат Турции и другие. Чаще всего эти биржи использовали корзину из пяти валют – доллара США, евро, китайского юаня, иены и фунта стерлингов. Хотя доллар оставался в этой пятерке лидером, его позиции в международной торговле оказались существенно потеснены.
С 2015 года началась новая тенденция. Все чаще и чаще договоры оформлялись напрямую в форме двусторонних соглашений. Участники этих соглашений самостоятельно выбирали единицу расчетов. Поэтому в международных расчетах стали преобладать национальные валюты. Эти изменения в международной торговле привели к тому, что англосаксы стали терять финансовое, экономическое, а вместе с ними и политическое влияние.
Особенно болезненным для них стало то, что на прямые соглашения стали переходить страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на который приходится более половины мировой торговли. Удержать этот рынок под своим контролем для англосаксов подобно выбору между смертью и жизнью. Именно поэтому участники AUKUS сосредоточились на Азии, а сам блок является военной пристройкой к другому объединению – Транс-Тихоокеанскому партнерству.
Транс-Тихоокеанское партнерство – преференциальное торговое соглашение между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, целью которого является снижение тарифных барьеров, а также регулирование внутренних правил в странах-участницах. Соглашение о создании партнерства было подписано в 2016 году при активном участии США. Первоначально в его составе планировалось 12 стран, в том числе и сами Штаты. Однако спустя год Вашингтон поменял свою позицию и вышел из объединения. На сегодняшний день в партнерстве осталось 11 стран: Австралия, Бруней, Канада, Чили, Япония, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Вьетнам.
По своему характеру Транс-Тихоокеанское партнерство является зеркальным отражением Европейского союза на раннем этапе его формирования. Формирование ЕС также начиналось со снижения тарифных барьеров. Объединяет два блока и то, что в них собраны страны-марионетки Штатов и Англии. При этом сами США и Великобритания остались вне Евросоюза и Транс-Тихоокеанского партнерства. Они создали правила для своих марионеток, а сами сохранили независимость от этих правил. В качестве приманки участникам двух торгово-экономических объединений сегодня предлагается англосакский рынок, а точнее – рынок ВПК. Условие подключения к этому рынку: все операции должны проходить через биржи, сначала региональные, а затем нью-йоркскую и лондонскую. Таким образом, проект AUKUS – это способ вернуть Азию на рынки Нью-Йорка и Лондона.
Добавим, что, как показывает опыт ЕС, объединение быстрее формируется, когда создается образ врага или его иллюзия. Для ЕС в качестве иллюзии врага используется Россия. Соответственно, для Транс-Тихоокеанского партнерства такой иллюзией должен стать Китай.
На протяжении нескольких десятилетий англосаксы лояльно смотрели на то, как компании КНР агрессивно завоевывали рынки по всему миру. Затем столь же лояльно смотрели на то, как Пекин сопровождал свой проект "Шелковый путь" переговорами о создании военных баз. В обоих случаях Вашингтон и Лондон не препятствовали китайцам. Теперь же вдруг объявили такие действия экспансией.
Кроме того, англосаксы решили расконсервировать старый конфликт. Речь о "тайванском вопросе". Этот конфликт был создан англосаксами более чем 70 лет назад, а затем заморожен в расчете на будущие десятилетия. Не случайно именно Тайвань первым откликнулся на создание AUKUS и поддержал его. Одновременно зависимые от Штатов Япония, Канада и Австралия выступили с предложением о принятии Тайваня в Транс-Тихоокеанское партнерство. Интересно, что несколько дней назад эти же страны заблокировали точно такую же заявку со стороны Китая, обвинив его в "агрессивных действиях" против участников партнерства.
Еще одним провокатором выступил Европарламент. Евродепутаты приняли резолюцию с призывом предоставить Тайваню статус наблюдателя в ООН. Этот вопрос планируется вынести на Генассамблею ООН, где неизбежно возникнет противостояние.
И последнее. То, что AUKUS напоминает Евросоюз, наводит на мысль, что и судьба у новых участников проекта будет аналогичной. Они будут ограблены и унижены.