Сможет ли Россия вернуть золотовалютные резервы в судах
Политолог Юрий Городненко оценил, сможет ли РФ вернуть свои золотовалютные резервы
19 апреля председатель Банка России Эльвира Набиуллина, выступая с годовым отчётом ЦБ в Госдуме, раскрыла ситуацию с арестованными золотовалютными резервами (ЗВР).
Напомним, после начала спецоперации России на Украине на счетах в банках Европы и США была заморожена половина российских ЗВР.
Из выступления Набиуллиной стало понятно, что заморожена та часть, которая была депонирована в евро (около $208 млрд), долларах ($67 млрд) и фунтах стерлингов ($38 млрд). В распоряжении Центробанка остались ЗВР в золоте ($131,5 млрд) и юанях ($105 млрд). Золотые резервы составляют 2301 тонну, и все они размещены в хранилищах Российской Федерации. При этом из выступления Набиуллиной осталась непонятной судьба резервов в японских иенах ($36 млрд), канадских долларах ($20 млрд), австралийских долларах ($6 млрд) и в сингапурских долларах ($2 млрд). Ранее Япония, Канада, Австралия и Сингапур также анонсировали намерение заморозить российские вклады.
Комментируя дальнейшие шаги российского Центробанка, его глава пообещала вернуть замороженные активы путём обращения в суд. Выступая в Госдуме, она анонсировала подготовку соответствующих исков. Вопрос: имеют ли эти иски перспективу?
Прежде чем ответить на него, необходимо пояснить, почему иностранная валюта оказалась в иностранных банках. Валюта хранились в банках тех стран, которые её эмитировали. Соответственно, золотовалютные резервы в долларах были размещены на депозитах в американских банках, а в фунтах стерлингов и евро – в европейских. Такая ситуация возникла по требованию Международного валютного фонда. Именно этот орган, отвечающий за формирование корзины мировых резервных валют и обеспечивающий международную торговлю, «рекомендовал» центробанкам мира депонировать средства на территории торговых партнёров.
Следуя директивам МВФ, Россия и депонировала часть своих ЗВР в иностранной валюте в банках своих торговых партнёров. Золотовалютные резервы, размещённые в банках «партнёров», должны были гарантировать сделки с последними. Эти-то резервы сейчас и заблокированы. Причём речь идёт не только о валютных депозитах, но и о выплатах по ценным бумагам, номинированным в долларах, фунтах стерлингов, евро. Выплаты по ним США, Англия и ЕС также заблокировали.
Заметим, что подобную ситуацию можно было спрогнозировать.
Дело в том, что Международный валютный фонд не является уставной структурой ООН. Это значит, что его существование не предусмотрено Организацией Объединённых Наций. Решение о создании МВФ было принято на Бреттон-Вудской конференции 1944 года (официально — Валютно-финансовой конференции Объединённых Наций). Участниками этой конференции стали США, Соединённое Королевство, СССР и ещё 41 государство. Все они выступили учредителями МВФ. Таким образом, фонд возник на основе консенсуса, доверительных отношений между группой стран. Соответственно, рекомендациям МВФ можно было следовать только до тех пор, пока между учредителями фонда сохранялся консенсус. Доверие между партнёрами – это основа основ финансовых отношений.
Однако в 2014 году этот консенсус был разрушен. Именно тогда США, Англия, ЕС, Япония, Канада, Австралия ввели незаконные санкции против одного из своих партнёров – России, которая входит в состав учредителей МВФ. Почему и после этого по-прежнему придерживались установок МВФ – отдельный вопрос. Сейчас же Центробанку предстоит разрешить эту ситуацию.
Предполагается, что ЦБ задействует некие конфиденциальные договорённости с западными банками, на основе которых распорядился разместить в последних золотовалютные резервы.
Дело в том, что блокировка активов – это обоюдоострое оружие. Оно подрывает доверие к доллару, евро и фунту стерлингов на международном уровне. Если сегодня арестовали активы России, являющейся учредителем МВФ, то где гарантия, что то же самое не проделают с активами других стран? В итоге это может привести к полному подрыву западных валют, что не выгодно западным банкирам. Им проще в будущем разблокировать российские активы, чем добивать свои валюты. Единственное, что они это смогут сделать не сразу и только тогда, когда это можно будет сделать без шума. За это же время несколько раз прокрутят российские средства, в то время как Россия, наоборот, не получит прибыль.
Для решения этой проблемы и нужны судебные иски. Подчеркнём, они необходимы не для разблокирования активов, а для компенсации убытков. Россия не может воспользоваться своими ЗВР для получения прибыли. Следовательно, несёт убытки. Эти убытки Запад обязан компенсировать. Чтобы у него было юридическое основание для выплаты компенсации, необходимо решение суда. Именно суд должен установить размер не полученной Россией прибыли.
Счётчик недополученной прибыли запущен в момент блокировки российских активов.
Если же Запад откажется разрешать вопрос на уровне финансистов, то его следует рассматривать «подрывом мировой экономической стабильности, который ведёт к возникновению международного конфликта». Именно так блокировку российских активов оценили Россия и Китай на заседании Совета Безопасности ООН 20 апреля. В этом случае спор должен быть передан на рассмотрение Международного суда ООН. Если же обращение в данный суд явно невозможно, то Россия, как страна-создатель ООН, вправе предпринимать односторонние меры. Она вправе блокировать и арестовывать собственность западных стран.
В этом отношении справедливы высказываниях тех, кто говорит, что «Запад поставлен на счётчик».