Народные – без народа и Родины
Пранкеры Владимир Кузнецов (Вован) и Алексей Столяров (Лексус) позвонили Андрею Макаревичу* и побеседовали с ним от имени президента Украины Владимира Зеленского. Состоявшийся разговор никого не удивил. Макаревич выражает полную поддержку своему собеседнику, заявляет, что в Россию не вернется, потому что в ней "думающих" людей уже не осталось. Зато с удовольствием приедет на Украину. "В первый день победы вашей я с удовольствием приеду и мы устроим бешеный концерт", "Я очень хочу вашей победы и считаю до нее дни", – говорит Макаревич "украинскому президенту". Расплывается в искренней улыбке, слушая комплименты в свой адрес, делится своими тревогами за судьбу Израиля. И говорит, говорит, говорит.
Сегодня многие комментаторы в соцсетях недоуменно спрашивают: как же так, почему же все эти образованные, неглупые, известные люди так охотно снимают трубки, так легко попадаются на розыгрыши? Посмотрите это интервью – и вопросы должны бы насторожить, и тон, и вся атмосфера. Но нет, отказывает все – и "музыкальный слух", и здравый смысл. Тщеславие и гордыня заставляют отвечать, рассуждать, делиться тревогами и озабоченностью. Как почетно – позвонил президент! Сам президент Украины! Это могло бы быть очень смешно, но становится очень грустно.
Перед нами на экранах народный артист Российской Федерации. Он с нетерпением ждет. Ждет победы украинцев. Он подобострастно улыбается в камеру "украинскому президенту". Все это происходит на следующее утро после трагедии в Белгороде, где из-под завалов многоэтажного дома после очередной террористической атаки на мирный город только закончили доставать тела погибших жителей. Женщин и детей! Этот человек, автор в недавнем прошлом известных песен и текстов, сегодня поддерживает страну, которая расправляется с его родным языком и его родной культурой. Страну, которая уже больше десяти лет громит памятники Пушкину и памятники советским солдатам и уничтожает книги на русском языке. Но его ничего не смущает. Заодно он сводит счеты с Россией – страной, в которой вырос и жил, и со своими зрителями и слушателями.
Мы столько уже всего услышали от уехавших артистов и певцов: и народ им достался не тот. И народ их страшно разочаровал. Разбил все их мечты и надежды. Многие из них уже несколько лет не были на Родине, но упорно продолжают вести со своей публикой разговор.
Конечно, артист не может существовать без своей аудитории. Зачем вообще человек выходит на сцену, становится артистом? Чтобы говорить со своими зрителями, заставлять их сопереживать и сочувствовать. Говорить о тревогах людей, их надеждах и печалях. Это всегда разговор на равных. Артисту жизненно необходимы улыбки, овации, радость и восхищение своих зрителей. И каждый из уехавших все это получал сполна – набитые битком залы, толпы восторженных поклонников, бесконечные овации и признание зрительских аудиторий.
Но наступили непростые для страны времена, которые, как это всегда и бывает, со всей беспощадностью высветили человеческую сущность каждого. Такую, какая она есть на самом деле. И сразу все изменилось: зрители, которые столько лет вдохновляли и поддерживали – покупкой билетов, просмотром песен и роликов, вдруг превратились в "холопов" и "рабов", в "не думающих". В чернь. А наши "герои", подхватив свои пожитки, как испуганные зайцы метнулись в ближайший аэропорт и теперь издалека судят свою публику и свою родину, разбрасываясь оскорбительными словами и постыдными ярлыками. И не забывают нас уверять, как им теперь хорошо живется, без Родины и без народа.
Но и мы, публика, тоже хороши. Сами возвысили их всех, возвели на троны, сами повыбирали этих многочисленных примадонн и королей.
Неужели мы не помним настоящих народных артистов? Их не называли звездами и примадоннами, у них в цене было другое – народная любовь и беззаветное служение Отечеству и искусству. Посмотрите старые кадры выступлений фронтовых бригад. Перед бойцами поет Клавдия Ивановна Шульженко. Примадонна? Королева? Никто ее так не называл, да она бы и не позволила. Но любили ее безумно.
Всмотритесь, как светятся глаза бойцов, как они, ежедневно проходившие через ад бомбежек и обстрелов, с любовью глядят на нее, стоящую на сцене. Как ловят каждое слово артистов, слушают песни и стихи, смотрят спектакли в прифронтовых зонах. Помним ли мы, что песня "Валенки" в войну служила наркозом во время операций, когда ничем другим боль было не унять? А голос – родной, теплый голос любимой певицы Лидии Руслановой – избавлял от страданий, давал надежду и помогал выдержать неимоверные испытания? Настоящие народные артисты разделили в этот страшный для Родины момент все со своим народом, со своей публикой. Абсолютно все. Бомбежки, обстрелы, голод, холод, минуты беспросветного отчаяния. Были рядом всегда и везде. Под обстрелами на передовой были проведены 1 миллион 350 тысяч концертов и спектаклей! Выступали на любых площадках – в госпиталях, на полянах в прифронтовых лесах, с грузовиков, в блиндажах, перед ранеными и уходящими в последний свой бой. Клавдия Шульженко дала во время войны более пятисот концертов. Лидия Русланова – более тысячи, пройдя военными дорогами от Ельни до Берлина и исполнив легендарные "Валенки" на ступеньках Рейхстага. Леонид Утесов со своим оркестром объездил все фронты и госпитали, а на заработанные за выступления деньги приобрел для армии два истребителя. Артистка Нина Сазонова в составе фронтовой бригады попала в окружение, все ее коллеги-артисты погибли, она перешла линию фронта и добралась до своих. И продолжала выступать перед нашими бойцами.
Героями себя те артисты не считали, рвались на фронт, многие неоднократно пытались записаться добровольцами. Не считали чем-то особенно героическим и свой труд во время войны. Даже стыдились, что просто занимаются своей работой, а не идут в атаку. Легендарный Иван Козловский писал в своих воспоминаниях: "Жизнь концертных бригад на фронте была нелегка. Но я никак не могу забыть то чувство смущения, даже вины, которое мучило меня... Ведь бойцы, сидящие перед нами, часто мои ровесники, шли в бой, умирали, а мы все-таки оставались в тылу". А вот еще одна фраза из воспоминаний Клавдии Шульженко: "Мы выступали на аэродромах, на железнодорожных платформах, в госпиталях, на льду, припорошенном снегом, на Дороге жизни. Наш автобус был изрешечен пулями и осколками... Не пристало жаловаться тем, кто все-таки выжил".
Они никогда и не жаловались, а просто были вместе со своими зрителями, со своим народом, со своей Родиной в самые страшные и самые счастливые дни. Помните, как их любили зрители? Потому что это они были настоящие. Настоящие народные артисты. Кто-то с государственным званием, кто-то без, но все бесконечно любимые, свои. Им верили, их слушали, им рукоплескали. Благодарная публика до самого последнего дня заполняла концертные и театральные залы на их выступлениях.
Конечно, и в те годы были предатели, которые трусливо бежали к немцам за лучшей и сытой жизнью. Сохранила ли народная память их имена? Нет, конечно, зачем помнить всякую нечисть?
Послевоенные поколения по-настоящему народных артистов также ценили и уважали своего зрителя, прекрасно понимая, для чего и для кого они выходят на сцену. Для них понятия – Родина, свой зритель, своя родная публика – не были пустыми словами.
Однажды журналист удивленно переспросил великую русскую певицу Елену Образцову: "Вы это искренне? Неужели Елене Образцовой, оперной звезде мирового уровня, не было обидно отдавать честно заработанное советским чиновникам? И получил ответ: "Я вовсе не страдала от этого! Мы пели за Родину". Великий русский артист Дмитрий Хворостовский говорил в своих многочисленных интервью: "В моем лице моя страна имеет и защитника, и пропагандиста, и дипломата". А Владимир Семенович Высоцкий, о котором Макаревич песню хотя и написал, но, похоже, совсем ничего о нем не понял, в интервью американскому журналисту, который изо всех сил пытался спровоцировать Высоцкого на резкие слова о своей стране, спокойно сказал: "Я уезжал в другие страны много раз, но всегда возвращался. Это моя Родина, и я никогда не причиню ей вред".
Кто-то обязательно скажет, что это были другие времена, другие нравы, мол, хватит вспоминать, держаться за прошлое. Мы не за прошлое держимся, а за настоящее. Потому что это и было настоящее, без притворства и лицемерия, без двойных стандартов и поисков жизни получше да посытнее. А лицемерие – это оставаться народным артистом страны, которую ты так презираешь. Новый тип "народного артиста", который не слышит и не чувствует своего народа, оскорбляет его и предает. Который брезгливо всех нас оценивает, предусмотрительно отъехав подальше.
Можно понять все – сомнения, метания, незнание деталей момента, неумение разбираться в каких-то вопросах. Не нравится страна, не устраивает народ – всегда можно уехать, никто никого не держит. Но, простите, зачем же снова и снова, из своего новообретенного рая, плевать ядовитой слюной в лица своих зрителей и поклонников? Без устали записывать ролики и публиковать посты, поливая грязью собственную родину? Страну, которая всех вырастила, воспитала и сделала людьми? Мы уже все услышали, никаких вопросов не имеем. И понимаем, что весь этот словесный поток грязи и злобы, который льется на нас от уехавших деятелей культуры – свидетельство, прежде всего, их глубокого отчаяния. Ничего уже не будет в их жизнях и судьбах – ни залов, ни стадионов, ни былого признания, ни веры. Потому что невозможно верить ни одному слову людей, которые предают и бросают своих.
"Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас не может без неё обойтись", – эти тургеневские слова истинны всегда. А если человек без России прекрасно обходится, то он ей просто чужой, по ошибке занесенный в наши края. Пока еще им звонят, не президенты, конечно, просто пранкеры. Но через некоторое время наступит полное забвение, и эти "народные артисты" не будут нужны никому. Вот тогда и наступит для них долгожданная "прекрасная" жизнь – без Родины, без зрителей, без родной культуры и родного языка.
* Признан в РФ иностранным агентом.