Ушел Чак Берри, или Как умер рок-н-ролл
"Если ты хочешь играть рок-н-ролл или любой быстрый номер, то ты все равно будешь играть, как Чак, потому что нет другого способа играть рок-н-ролл, кроме варианта Чака!" — Эрик Клэптон.
Немногие будут спорить с тем, что время рок-легенд уходит безвозвратно. Так давайте хотя бы проводим последних.
18 марта в США в возрасте 90 лет умер Чак Берри — человек, который считается основоположником рок-н-ролла.
Музыкант, который придумал собственный стиль игры на гитаре, вел себя на сцене и за ее пределами, как рок-звезда, и писал неслыханные по тем временам песни.
Рок-звезда — это не когда ты к дорогому виски вписываешь в райдер влажные салфетки в определенной цветовой гамме, а когда садишься в тюрьму за ограбление магазина и угон машины, используя при этом сломанный пистолет, и вместо 10 лет сидишь 3, потому что умудрился собрать коллектив, который активно участвовал в художественной самодеятельности при тюрьме.
Рок-звезда — это когда следом ты получаешь срок за связь с несовершеннолетней проституткой.
Отец Чарльза Эдварда Берри был успешным плотником, а мать директором школы. Взяться за гитару и стать рок-звездой он решил еще в детстве, после того как выступил на конкурсе талантов.
Рок-звезда — это когда ты объясняешь уже немолодому Киту Ричардсу, как правильно играть один кусочек из своей песни.
Это когда ты бьешь Кита Ричардса за то, что тот в гримерке прикоснулся к твоей гитаре. "Это был его главный хит", — шутил потом Ричардс.
Именно Кит организовывал 60-летие Берри, во время которого Чак сыграл на одной сцене и с Ричардсом, и с Клэптоном, и с другими музыкантами, которых сам, по сути, и создал.
Для десятков гитаристов он стал учителем, еще сотни тысяч вдохновил на то, чтобы взять в руки инструмент.
В первую очередь Чак Берри — это, конечно же, гитара. Изучив городской блюз начала 1950-х, Чак вычленил оттуда отдельные приемы, сместил фокус на повторяющиеся фразы в соло-партиях, разработал несколько собственных приемов, как играть заводные и быстрые проигрыши, и создал тем самым современную рок-гитару.
Рок-звезда — это не когда ты летишь в частном самолете, а твоя группа с обычными смертными, это когда у тебя нет группы.
С 1970-х Чак проводил в турах по 100 дней в году, путешествуя в одиночестве, — Берри был уверен, что в любом клубе любого города найдется барабанщик, басист и гитарист, которые знают его песни, и в целом был не далек от истины.
Стоит отметить, что у Берри был особый подход к музыке. Он не раз говорил, что не делит музыку на "черную" и "белую", как это делали многие в послевоенной Америке.
Мог позволить себе такое мнение.
Свой успех Чак объяснял всего лишь искренней любовью к музыке: "Рок добр ко мне. Это мой дед и мой ребенок".
Рок-звезда — это не когда ты написал 3 хита и всю жизнь ездишь с программой The best, это когда ты штампуешь хиты.
Только в 50-х Чак выпустил десятки песен, ставших классикой рок-н-ролла: Thirty Days, Brown Eyed Handsome Man, Roll Over Beethoven, RocknRoll Music, Johnny B. Goode, Sweet Little Sixteen.
Берри можно назвать любимчиком кинорежиссёров. Вим Вендерс использовал отрывок записи концерта музыканта в фильме "Алиса в городах".
Режиссер Роберт Земекис включил в фильм "Назад в будущее" сцену, где Чаку Берри в ноябре 1955 года звонит его кузен Марвин и дает послушать игру Марти Макфлая, исполняющего песню Берри Johnny B. Goode.
Рок-звезда — это когда одна из лучших киносцен в мире сыграна под твою песню. Да, я имею в виду твист Джона Траволты и Умы Турман из фильма "Криминальное чтиво" Квентина Тарантино, который они исполняют под композицию Чака Берри You Never Can Tell.
Рок-звезда — это когда у тебя есть "Грэмми" за особый вклад в музыку, когда ты один из первых музыкантов, включенных в Зал славы рок-н-ролла, когда ты занимаешь пятое место в топ-100 величайших исполнителей всех времен (по версии журнала RollingStone), но тем не менее готовишься выпустить (в свои 90 лет) новый студийный альбом и только после этого "повесить башмаки на стену" или, вернее сказать, гитару.
"Я считаю, что не заслуживаю всех этих слов о моем вкладе в рок-н-ролл", — писал он в своей автобиографии в 1987 году. Скромный парень, на котором выросли Ролинги и Битлы.
Лемми, Принс, Боуи, Коэн, теперь вот Berry. Рок-легенды уходят от нас, оставляя нам прекрасную музыку и ощущение, что такого больше не будет.
Конечно, они оставили великое наследие и воспитали несколько поколений рок-музыкантов, но новых легенд среди них не прорисовывается, не тот уровень, не тот жар.
Прощайте, ребята. Вы были настоящими рок-звездами.