Version: 0.1.0

Высоцкий зазвучал в рок-н-ролле

Ричард Семашков
Рэпер Рич о новом альбоме Александра Ф. Скляра.

Артист и музыкант Александр Ф. Скляр записал и презентовал новый альбом — "Оставайтесь, друзья, моряками".

В записи приняли участие разнообразные гости, от саксофониста Сергея Летова до гитариста "Морального кодекса" Николая Девлет-Кильдеева, от актёра Дмитрия Харатьяна до Маши Макаровой и Екатерины Гусевой.

Нишевое (и потому в чём-то унизительное) определение "трибьют" мало подходит этой работе. Сказать "на стихи Владимира Высоцкого" тоже было бы неправильно, ибо, при всём богатом, преимущественно блюзовом и жёстком подчас звучании, Скляр тщательно сохраняет не столько мелодии, сколько своеобразную и яркую мелодику Высоцкого.

Пожалуй, наиболее точно прозвучало бы "альбом песен Высоцкого", записанный Александром Скляром и группой "Ва-банкъ" как оригинальное, цельное, концептуальное высказывание — следствие глубокого понимания исходного материала и коллективного опыта его освоения.

Александр Скляр со своей группой сделали Высоцкого в рок-н-ролльном звучании, и это вызывает большой интерес, поскольку для Скляра и его виртуозного коллектива ничего не стоило пойти по лёгкому пути сопротивления и сделать альбом по знакомой кальке Вертинского или Утёсова. Рока в Высоцком гораздо больше, чем мы привыкли думать.

Релиз составили 13 песенных треков, 14-й — стихотворение Высоцкого "Гроза", прочитанное сыном поэта, Никитой Владимировичем. Объём на фоне сделанного Высоцким небольшой, но у Скляра получилось сделать работу, убедительно и с неожиданной стороны представляющую обоих — автора и исполнителя.

Легче всего говорить, что альбом посвящён предстоящему юбилею Владимира Семёновича — 25 января Высоцкому исполнилось бы 80 лет. Конечно, круглая дата ускорила и, наверное, простимулировала выход пластинки, но никакой юбилейной конъюнктуры в ней не ощущается — а такие вещи всегда заметны и сообщают даже самым лучшим работам избыточную слащавость послевкусия.

По звучанию альбом скорее напоминает прошлую работу "Ва-банка".

Александр Феликсович не раз говорил, что в орбиту Высоцкого он попал более сорока лет назад и весь этот "почти былинный" срок увлечённо путешествует по этой планете, погружается в её глубины, лабиринты и разгадывает бесконечные загадки. Более того, со слов самого Александра я слышал, что именно Высоцкий побудил его заняться собственной музыкой, поэтому в некоторой степени Скляр возвращает ему долг.

Разумеется, Александр Феликсович выбрал "свою колею" и не стал перепевать Высоцкого в привычном ключе, в отличие от известных эстрадных и "русскошансонных" исполнителей — с хрипотцой, надрывом и псевдонародными интонациями. Даже в лучших образцах подобная манера выглядит натужным и жалким подражательством, а про худшие и говорить не хочется.

Тем не менее некоторые музыкальные критики вписали "высоцкий альбом" в ряд т.н. артистических проектов Александра Скляра — Вертинский, Утёсов и пр. Безусловно, артистический диапазон Скляра достоин всяческих комплиментов (поражают широта и масштаб, подкупают мастерство и искренняя любовь к творчеству предшественников), однако в случае с Высоцким имеются довольно принципиальные отличия.

Прежде всего хотелось бы отметить, что "Оставайтесь, друзья, моряками" — альбом, по изящной касательной обошедший, так сказать, корпус Высоцкого the best`а. Общеизвестных золотых хитов практически нет — к таковым, с известной условностью, можно отнести городской романс "За меня невеста отрыдает честно", давно ушедший во дворы и солдатские курилки (кстати, перепетый Скляром с большим тактом и цыганскими аллюзиями). А также песню "Корабли постоят", записанную ещё в 60-е на миньонах "Мелодии" и открывшую у Высоцкого огромную морскую тему. Чрезвычайно принципиальную, между прочим, и для Скляра с его "песнями моряков" и имиджем авторитетного боцмана. Всё остальное — вещи, в той или иной степени не имеющие массовой популярности и звучания, это говорит скорее не о разнице в качестве, но об объёмах и разнообразии планеты Высоцкого, до сих пор как следует не изученной.

При этом песни в альбом идеально подобраны по другому ключевому параметру — объединительному пафосу. А ведь многие сварливые сограждане до сих пор продолжают полагать Владимира Семёновича чуть ли не певцом социальных конфликтов и раскола общества. Сейчас, через эпоху и отстой словесной пены, становится окончательно понятен едва ли не противоположный смысл его песен.

Да, герои Высоцкого всегда действуют в напряжённой, опасной, конфликтной среде (война, противоречия с Уголовным кодексом, временем, которое не выбираешь; горы, море, сама нелёгкая жизнь творца), однако именно в противостоянии агрессивным средам рождается и укрепляется солидарность групп, сообществ, нации, наконец.

Алексей Колобродов, известный литературный критик и мой товарищ, недавно читавший лекцию о Высоцком в рамках проекта "Культбригада", поделился весьма тонким наблюдением: Владимир Семёнович, отразивший в своём огромном корпусе, казалось бы, все грани национального бытия, ни разу не воспел Гражданскую войну. Исключение единственное, оно присутствует в альбоме Скляра — "В куски разлетелася корона". Но это песня ролевая, сделана от лица белого офицера, да и нет в ней никакой сословной ненависти и братоубийственных мотивов — всего того, что Высоцкого отвращало в истории страны и певцом чего он не пожелал становиться.

Несмотря на то что не все выбранные Александром песни близки мне, я думаю, что Александр Ф. Скляр почувствовал этот объединительный пафос острее всего — и подборка, сведённая в альбом "Оставайтесь, друзья, моряками", не просто демонстрирует глубокое понимание Высоцкого. Она показывает, что в том мире, который создал для нас великий поэт, огромные пространства, высоты и глубины, места хватит всем и для того, чтобы понимать друг друга и плодотворно взаимодействовать, нужно совсем немного — знать, что есть общее, чужое и свои.

Оставаться друзьями и моряками среди бурь и гроз этого непростого, яростного и прекрасного мира.