Version: 1.0.2

Самарский трип Ефремова

Ричард Семашков
Для актера успех – всего лишь отсроченный провал.

Михаил Ефремов, известный актер, давеча наскандалил в Самаре – задержал спектакль, вышел на сцену крепко выпивши и, дождавшись повода, радостно отматерил самарскую публику. Самое интересное в этой истории – не субъект пьяной выходки (у нас этим делом никого не удивишь, тем более в исполнении М. Ефремова), а объект, то есть эта самая самарская публика. Она возмутилась поведением знаменитости и сделала историю всеобщим постыдным достоянием.

После нашумевших откровений Алексея Серебрякова мне случилось пару раз высказаться о людях актерской профессии и о том, что мы в их лице получаем во многом заслуженные "наглость и хамство" (копирайт А. Серебрякова). Просто потому, что давно грешим против второй заповеди, творя кумиров из материала, совершенно непригодного для подобного амплуа.

Кстати, антреприза – в известном смысле порождение этого самого феномена востребованных медийных физиономий, бизнес на торговле не телом, но лицом. Когда провинциальному зрителю предлагаются одно или сразу несколько раскрученных телевизором актерских имен, а спектакль – дело уже глубоко второе. Можно сколько угодно и лукаво говорить о культурной миссии за пределами столиц, но, в общем, всем понятно, что здесь голимый "чёс" и халтура как следствие неравномерного распределения ресурсов по большой стране России. В т. ч. ресурсов культурных.

Также отметил я – может быть, немного предвосхищая тенденцию – и отрадный момент: всё же публика взрослеет, умнеет и медленно, но верно подвергает лицедейскую профессию десакрализации. Следствием чего, предполагаю, станет некоторое¸ вполне разумное, снижение капитализации актерских имен, глядишь, и некоторым из них, скажем, тому же Серебрякову, придется привести в соответствие доходы, расходы и политические взгляды. Ничего страшного, тоже часть профессии.

Теперь о Ефремове. Думаю, расписывать его демарш, легко укладывающийся в бородатый сегмент театральных анекдотов, не имеет особого смысла – видео вовсю загуляло по соцсетям. Адвокаты у Михаила Олеговича нашлись, среди прочего, и в самой оскорбленной Самаре, объяснившие, будто не так пьян и хамоват был артист, каким его малюют, и вообще история раздута. Ефремов, дескать, лишь призвал к порядку одного из зрителей, жлобски заявлявшего, что уплатил за места по пятерке и потому желает "погромче". То есть актер вышибал клин клином, и на зрительское свинство ответил собственным, еще большим.

Ну, а почему нет? Собственно, проб на алкоголь у Ефремова никто не брал, с алкотестером никто у сцены не стоял. С зеленым змием, кстати, там приключилась какая-то глубоко своя история отношений: со временем сделалось непонятно, когда Михаил талантливо изображает пьяниц на сцене и в кино, а когда репетирует в обстановке "максимально приближенной"… Слово на букву "б" про женщину с низкой социальной ответственностью, хоть в пьесе Гарольда Пинтера The Homecoming ("Возвращение домой", из которой "Современник" сделал спектакль "Не становись чужим") не фигурирует, но в качестве актерской импровизации, освежающей действие, вполне годится…

Кстати, про Пинтера. Дело в том, что в 2005 году ему вручили Нобелевскую премию в области литературы за пьесы, в которых он "приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения". Большую часть своей Нобелевской речи Пинтер посвятил осуждению Америки и политики Джорджа Буша. Далее весной 2005 года 74-летний писатель объявил о том, что больше не намерен писать пьесы, однако будет продолжать работать в других жанрах, прежде всего в поэзии. А в апреле 2008 года подписал среди других 105 известных евреев Открытое письмо в связи с юбилеем основания государства Израиль: "We cannot celebrate the birthday of a state founded on terrorism, massacres and the dispossession of another people from their land." ("Мы не можем праздновать день рождения государства, основанного на терроризме, резне, изгнании людей с их земли").

Забавно, конечно, что писатель, которого так хотел донести публике Ефремов, является полной его противоположностью, бросается в глаза их разница в поведении, разница в идеях.

А вообще, на мой взгляд, главное случилось не в ходе самарских экзерсисов Ефремова, но постфактум. Конфузливый комментарий Михаила Олеговича исчерпывающим образом охарактеризовал его отношение и к публике, и к стране, и к профессии: "Это сложная пьеса для самарского зрителя. Больше никаких комментариев по этому поводу давать не буду". Короче, понимайте, кто вы там такие есть в этой своей Самаре и чего достойны от продвинутой столичной звезды… Не думаю, что такой пафос был бы приятен самому Гарольду Пинтеру, зато наверняка был бы понятен, скажем, Дмитрию Быкову, с которым многие годы сотрудничает Михаил Ефремов.

Смысл более чем понятен. Самара до черной комедии Пинтера не доросла.

И всё же хотелось бы от уважаемого Михаила Олеговича услышать более развернутые объяснения. Ну, например, если вы определили, насколько самарский зритель не дорос до Пинера, кто тогда определял, что зритель этот вполне себе дорос до такой цены на билеты – от четырех до семи тысяч?

Второй момент: вы, Михаил Олегович, решили заняться просветительской и педагогической деятельностью и подтягивать провинциалов до столичных изысков собственного уровня. Респект и уважуха. Однако представляется, что совмещать два душеполезных занятия – актерство и наставничество – трудновато даже для вашей потомственно одаренной личности, вон как голос дрожит, ноги подкашиваются и пошаливают нервишки. Может, выбрать что-то одно? Конечно, за педагогику платят поменьше, чем за актерство, но вы ведь, Михаил Олегович, не только артист, но и гражданин, прославившийся, среди прочего, оппозиционными шоу и высказываниями, практически диссидент и правдоруб… Вам и актерствовать уже как-то, знаете, не по статусу. Может, ну его к черту это лицедейство и пора заняться настоящим делом просвещения провинциальных масс? Как говорится, сейте разумное, доброе, вечное, народ скажет сердечное спасибо и забудет склонять ваше имя в пабликах относительно пьяных скандалов.

Вот захотят ли народные массы такого наставника – другой вопрос.

Знаете, как Станиславский говорил: "Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям". Если складывать свой актёрский образ из таких маленьких действий, то в памяти людей можно остаться не в самом лучшем свете.

"Самара — город или нет?": зрители показали видео спектакля с матерящимся Ефремовым