"Догоняние" Людмилы Улицкой
Иногда кажется, будто видные представители либеральной интеллигенции, сохранив все свои взгляды, комплексы и фобии, взамен утратили нечто куда более важное. Умение ярко формулировать мысли. Да и просто мыслить — свободно и самостоятельно.
Иногда кажется, что они давно сменили профессию. И работают не актерами, писателями и музыкантами, а какими-нибудь третьеразрядными рекламными агентами. Только впаривают народу не рекламу, но антирекламу торговой марки "Россия". (Как вариант — "Советский Союз".)
Язык всех этих серийных обличений со временем стал тошнотворен и убог, живая страсть давно улетучилась, а смысл окончательно потерялся. И возмущают нас давно уже не оскорбительные речи знаменитостей относительно России и россиян, но сам страшный секрет такого перерождения. Смотришь на экран и думаешь, неужели эти господа, перекатывающие во рту одну и ту же пресную кашу, когда-то играли в хорошем кино, пели песни на стихи лучших поэтов, сочиняли неплохие книжки?
Популярный в позднесоветское время актер и певец Вахтанг Кикабидзе невесть уже по какому кругу поведал, как радовался крушению Советского Союза, похвастался устроенной по этому поводу пьянкой и признался в прямо-таки патологической ненависти к гербу СССР — серпу и молоту. Кто-то пьет с горя, что мы потеряли великую державу, а вот Вахтанг от радости.
Тут ведь самое удивительное, что артист по матери — из княжеского грузинского рода Багратиони, то есть по определению должен ценить красивый жест и возвышенное слово, однако не слышит, не понимает, насколько скабрезно и неуместно звучат его проклятия. Слишком пошло. Кикабидзе уже напомнили о том, что только в той империи он и мог состояться как большой артист. И это правильно. Однако его национальная беспечность (я просто не знаю, как это по-другому назвать), заставляет напомнить вещь еще более принципиальную. Дело в том, что в СССР национальные окраины могли процветать и пребывать в вечном карнавале за счет русской метрополии. И Какибидзе – готовый продукт именно такой системной несправедливости.
Писательница Людмила Улицкая, тоже как будто получив откуда-то сигнал, заявила в эфире украинской программы "Гордон", что Россия отстала от Европы в развитии лет эдак на 150:
"Что касается этого цивилизационного неравенства, мы не можем стать европейцами, нам нужно еще, может быть, 150 лет! Может, больше! Эта разница догоняния на самом деле существует. Мы это чувствуем, общаясь с людьми в разных странах. Для этого существует культура, образование. Нужно поднимать наш уровень: образовательный и культурный! К сожалению, падает очень уровень образования и культуры".
Ну тут прекрасно все — и вот это детсадовское "догоняние", и то, что это прозвучало обязательно в эфире украинской программы, и, конечно же, уверенность Людмилы Евгеньевны в том, что необходимо в лепешку разбиться, стереть ноги до кровавых мозолей, но Европу обязательно догнать. 150 лет до нее, родимой! Даже Моисей по пустыне бродил 40 — почти в четыре раза меньше.
По-моему, это было где-то у Никиты Хрущева: "Догоним и перегоним Америку!" Совпадение?
А лучше всего у Людмилы Евгеньевны получаются выпады про падение культуры и образования. Кто спорит, поднимать уровень надо, только кто ронял (точнее, обрушил) его, этот уровень, Людмила Евгеньевна? Не ваши ли единомышленники. А потом еще щедрые поляны накрывали и радостно обмывали это падение… Кикабидзе вон пьянки устраивает до сих пор.
В случае Улицкой мы встречаемся с тем же самым парадоксом: человек произносит банальности, которые, может, и вписываются в систему ее взглядов (и ее компании), но совершенно недостойны ее писательского таланта и литературной биографии. Я читал несколько книг Людмилы Евгеньевны и с уверенностью могу сказать, что это сильный писатель, поэтому меня всегда веселят ее высказывания. То ли высказывания не ее (заставили), то ли книги написал кто-то другой. На мой взгляд, самое пикантное это то, что Людмила Улицкая демонстрирует на собственном примере это самое падение уровня культуры и образования и ничуть не рефлексирует по этому поводу.
Да и вообще, все эти разговоры про европейские ценности, которые нам постоянно кто-то хочет навязать, стали просто уморительными и потихоньку теряют свою актуальность. Ну ясно же, что не налезут на нас эти самые ценности. Но наши прогрессивные культурные деятели не перестают терять надежду, что Россия вдруг встрепенется, осознает, покается и побежит в сторону Европы.
Картина маслом. Задыхаясь и радуясь несется толпа советских диссидентов, кто-то парами, впрочем, самыми разнообразными парами, поскольку во время старта все договорились быть толерантными. Цвета на российском флаге закрасили и написали "Образование и культура". Впереди невыносимое светлое будущее. Бежать долго. Лет 150.