Version: 0.1.0

Музыка как реклама: итоги 2018

Ричард Семашков

2018 год был богат на музыкальные и околомузыкальные всплески. Несмотря на огромное количество политических событий (от выборов президента до открытия Крымского моста), несмотря на Чемпионат мира по футболу, несмотря на локальные войны и разговоры о ядерной войне, у нас часто обсуждали людей творческих профессий: скандалы, связанные с ними, музыкальные клипы и альбомы.

Тут и всероссийские страдания по аэропорту им. Летова, и "запрещенные рэперы", и ругань между новой и старой школой в лице Земфиры, Монеточки и Гречки.

Говорить об отечественных эстрадных альбомах смысла нет (в этом плане ничего не изменилось). Представителей попсы всё сильнее вытесняет современная молодёжь со своим поп-рэпом, а кто хочет удержаться на волне, сотрудничает с молодыми клипмейкерами. Билан, Киркоров и Басков цепляются за последние шансы остаться актуальными и в обход своей гордости неплохо хайпуют за счёт своих новых клипов. Группу "Ленинград" хочется написать с ними через запятую – никакого творчества, только клипы на циничные и математически выверенные "народные" хиты.

В русском роке всё более-менее осталось на своих местах. Молодые представители якобы панк-школы смогли немного побунтовать благодаря "Нашествию", но с точки зрения музыки (по моему скромному мнению) абсолютно ничего не предъявили.

Лямку русского рока до сих пор тянут старички. ДДТ выпустили новый альбом "Галя ходи" - война, социалка и немного лирики, Шевчук как Шевчук – ничего нового. БГ выпустил "Время N", и это никак нельзя назвать спадом, несмотря на то, что после шедевральной сольной пластинки "Соль" было непросто держать планку. "Мумий Тролль" устроили эксперимент и записали "ВОСТОК Х СЕВЕРОЗАПАД". Илья Лагутенко отмечал, что материал для пластинки рождался непосредственно в студии - группа не делала никаких демок, а фиксировала треки непосредственно в ходе сессий звукозаписи. Не думаю, что это было лучшим решением для группы, по крайней мере на текстах это точно отразилось не лучшим образом, хотя парочка очаровательных песен в альбоме есть. 15-й студийный альбом группы "Сплин" похож одновременно и на 14-й, и на 13-й, и слегка на 12-й – фирменный стиль Васильева. Будем надеяться, что группа всё-таки начнёт экспериментировать, как это было в первых альбомах. "Аффинаж" выпустили "Золото". Группа наконец-то вышла на широкую аудиторию, и несмотря на то, что лично я потерял к ним всякий интерес, признаю, что это самое любопытное, что произошло в русском роке за последние несколько лет. Если, конечно, не считать за русский рок Бранимира, который выпустил в этом году отличную пластинку "Три сына".

Теперь - к постмодернизму.

Кровожадный "Кровосток", очевидно, сдал позиции в своих историях про убийц, психопатов и маньяков в последнем альбоме "Ч/Б". Местами смешно, но всё чаще скучно.

Про последний альбом Монеточки "Раскраски для взрослых" не писал только ленивый. Пластинка, безусловно, любопытная – оригинальная подача певицы, музыка Вити Исаева и самобытные тексты песен – есть всё, чтобы занять первую строчку в рейтинге альбомов 2018 года, противопоставить толком и нечего. Земфира кроме ёрничества в адрес своих коллег по цеху никакого материала (кроме песни на стихи И. Бродского) не показала, так что сцена перешла молодым.

Питерский девичий экстрим-фолк-квартет "Ива Нова" записал свой весёлый этно-панк "Уба Хоба", но это совсем на любителя. А группа АИГЕЛ выпустила неплохой альбом "Музыка", правда, без очевидных хитов типа "Татарина".

Луна прыгнула в музыку нулевых и записала "Заколдованные сны", которые немного проигрывают прошлым релизам "Маг-ни-ты" и "Остров свободы", где отдавалась дань поп-музыке 90-х. МАЛЬБЭК & СЮЗАННА не пошли на поводу у публики и записали артхаусный "Reptiland”, где не пахнет такими хитами, как "Равнодушие" или "Гипнозы".

Подросткам в 2018 году вообще сильно повезло с релизами.



Lizer, GONE. FLUDD, MATRAHG, T-Fest, Miyagi & Эндшпиль, Элджей, Feduk, Markul, Thomas Mraz, BOULEVARD DEPO, Big Babу Tape – все эти ребята зарелизили свои рэп-альбомы и показали очень высокие цифры по продажам.

Молодые хитмейкеры дают прикурить маститым музыкантам, они занимают самые большие площадки в стране и объявляют самые длинные туры. Несмотря на всю самобытность этих персонажей, я не могу сказать, что они в действительности заслуживают внимания. Вслушиваться там не во что. Всё это просто красивая, ритмичная и порой оригинальная реклама.

Просто реклама. После которой должен следовать фильм со своими потаёнными смыслами и невероятными сюжетными ходами. Но в отечественной современной музыке я не вижу фильмов, не вижу искусства, не вижу поэзии, не вижу нерва. Я вижу только яркую, навязчивую, идиотскую и нескончаемую рекламу.