Version: 0.1.0

Словесный Вдудьсток

Ричард Семашков

На канале главного интервьюера русскоязычного YouTube (очевидно, что это Юрий Дудь) появился новый документальный фильм, посвященный Международному рок-фестивалю Moscow Music Peace Festival, который состоялся 12 и 13 августа 1989 года на московском стадионе "Лужники" и где выступили группы Motley Crue, Skid Row, Gorky Park, Scorpions, Cinderella, Bon Jovi, а также Оззи Осборн. За два дня событие посетили более 150 тысяч зрителей, и еще 1 миллиард зрителей в 59 странах мира посмотрели его ТВ-трансляцию.

Поскольку интервью с Оззи или музыкантами "Скорпов" у Дудя сделать не получилось, фильм пришлось выстроить на звёздах поменьше. Поучаствовал вокалист Skid Row Себастьян Бах, участник группы Gorky Park Александр Маршал, а также Борис Барабанов, Василий Стрельников, Стас Намин и Док Макги. Они рассказали о том, какие проблемы были при организации этого фестиваля, что удивило западных музыкантов в СССР, как группы взаимодействовали друг с другом, ну и, конечно же, про разрушение и возведение стен между Америкой и Россией. В фильме мы почему-то не встречаем участников групп "Бригада С" и "Нюанс", которым посчастливилось участвовать в "советском Вудстоке". Ну да ладно.

Я нашёл архивный номер "Контркультуры", где описывается этот концерт, процитирую небольшой кусок:

"Трибуны мирно ревели и размахивали проосборновскими стягами. Эпицентр зрительской активности, однако, витал в футбольно-полевом лежачем партере, где обилие тел и паров дыхания провоцировали массовое обнажение фанов. Повсюду возникали миражи ялтинских пляжей. Близ заветной сцены лежать мешала романтическая давиловка; порой людское море изрыгало на поверхность измочаленных юбочных барышень, счастливо седлающих могучие мужские плечи. Носители всадниц компенсировали тяжесть груза эротоманским покусыванием обнажающихся ляжек оного. Равным образом наблюдалось трогательное единение армии и народа".

"Контркультура" писала красиво, но уже тогда вовсю стебалась над этим фестом, и это отражало позицию продвинутых советских рок-фанатов.

А Дудь в 2019 году со слюной у рта рассказывает про этот фестиваль как про что-то, что помогло быстрее развалить великий и ужасный Советский Союз, который Юрий терпеть не может. Фестиваль этот якобы был глотком свежего воздуха для зажатых и зачмыренных советских граждан, и мы при помощи электрических гитар все-таки смогли обняться с Америкой, позабыв прошлые обиды.

Я сам люблю рок-музыку, хотя мне чуть ближе та, которая пришла на смену глэм-року, но давайте разберемся, что не так с этим фильмом и с очаровательной позицией Дудя.

Во-первых, Юрий заявляет, что это был первый международный фестиваль, но это не так. В Прибалтике они проходили с начала 80-х, например, "Литуаника", где ежегодно выступали зарубежные группы. Из ФРГ ездили, а ведь тогда между Западной Германией и Америкой особой разницы не видели. Ну и "советским Вудстоком" принято с куда большим основанием считать "Подольск-87", об этом тупо знает любой человек, хоть сколько-нибудь следящий за музыкой.

Понятное дело, что Юрий Дудь в некотором смысле создаёт мифологию, но тогда давайте определимся – свою мифологию он создаёт вокруг субкультурного хард-энд-хэви-фестиваля имени Стаса Намина. Именно поэтому там выступала группа "Нюанс", а не куда более уместная "Алиса", не пользовавшаяся на родине большим уважением группа Gorky Park, а адекватная формату "Ария".

Вот что говорит рок-журналист Алексей Коблов, который в рок-музыке разбирается в разы лучше некоторых мифологизаторов:

"Фразу "советский Вудсток" все эти годы упорно навязывает, собственно, Стас Намин, что совсем неудивительно – что ж себя любимого не похвалить, заодно в очередной раз напомнив всему миру про героическую борьбу внука Микояна с ужасными коммунистами. Но поддакивать ему в этом лично незаинтересованным особого смысла не вижу.
Я был на этом фестивале. Русские группы там были никому особо на хер не нужны, все, естественно, пришли за другим. Да и "русским Вудстоком" вслед за Стасом Наминым я бы это не называл даже ради красного словца. Ну и не педалировал бы постоянно тему "впервые" – к лету 1989 года к нам уже много кто успел приехать, список был значительный, от Sonic Youth и UB40 до тех же "Скорпов" и "Статус Кво", лупивших целые серии стадионных концертов. Прямой трансляции фестиваля на 1-м канале советского ТВ, конечно, не было, тем более оба дня. Фрагменты показывали в новостях, плюс большую нарезку и репортажи в "Программе А" поздно вечером. Прямые эфиры делали иностранные компании для своих стран, прежде всего MTV, ну и другие. Т. е. история, конечно, очень весёлая, много что есть вспомнить, но с годами обросшая массой совершенно мифических подробностей".

Режиссерская проблема этого фильма в том, что он как бы распадается на две самостоятельные и в итоге плохо склеенные части. Первая – хроника фестиваля. Вторая – история группы "Парк Горького". И тут возникает фигура Стаса Намина, и мы понимаем, почему, собственно, всё так. Ну, так Дудь и говорил бы честно, что делает кино о советском мажоре-продюсере, его подзабытых подвигах и заслугах.

Совсем уж было бы наивно говорить на эту тему в том ракурсе, что мы должны ценить своё великое советское наследие, а не слёзно креститься при звуках песни Still Loving You. Закрытый от всего мира Советский Союз создал такие культурные пласты, что было бы неплохо сохранять минимальную гордость. Все мы любим рок-музыку и с удовольствием слушали и слушаем её у себя, рок-музыка должна быть свободной и повсеместной, и Советский Союз маленькими шагами шёл к этой свободе, но давайте будем пресекать создание дурацкой мифологии, а то получается, что рок-музыка у нас появилась только на излете перестройки, придумал ее Стас Намин с риском для жизни, а Дудь открыл широкой публике, как славянофилы – наследие протопопа Аввакума.

Дудь закатывает в удивлении глаза, когда ему говорят про мини-юбки советских барышень или когда Док Макги делится ужасом, охватившим его в Москве из-за того, что оказалось, что в СССР не висит реклама и всё такое серое и неинтересное. И смех и грех: человек жалуется на отсутствие рекламы, а Юра ему сочувствует. Ни одного плакатика с рекламой шампуня, о мой бог!

Бедный эмтивишник Василий Стрельников чуть не со слезами на глазах рассказывает (а Дудь со слезами на глазах слушает), как Себастьян Бах организовывал ему побег из серого и убогого СССР, и, судя по всему, жалеет, что не сбежал тогда, а теперь чего уже: и жизнь прошла, и нет смысла прятать старческую слезу под стильными очками.



Для этих ребят не существует советского народа. В их сознании всё довольно просто устроено: сначала была огромная тюрьма, где жили рабы, затем удалось организовать фестиваль, разваливший Союз, долгожданная свобода, но сейчас опять кто-то закручивает гайки, и это очень плохо. Мы опять ссоримся с Америкой, а ведь она хорошая, там же такие классные рок-группы, Беверли-Хиллз и два тренинга бесплатно – или о чем там Дудь говорил…

Юрий Дудь делает динамичные и профессиональные ролики, поднимает интересные темы и порой зовёт на интервью любопытных людей, и это, безусловно, вызывает уважение, но это бесконечное натягивание чего угодно на свою примитивную систему координат смешит и раздражает.

Жизнь немного сложнее четырёх аккордов, а твоя страна – это не гримерка для очередного рокера. Даже если его зовут Джон Бон Джови. Кстати, многие ли сейчас помнят это имя?