Version: 0.1.0

Музыкальный топ-5: неоднозначные итоги года

Ричард Семашков

Говоря о русскоязычных музыкальных альбомах этого года, не хочется произносить всем знакомые и уже порядком надоевшие имена.

То есть, конечно, можно было бы поговорить об альбоме Гарика Сукачева ("246") или про "Край" Дельфина (он плодовит в последнее время), вспомнить про наш самобытный русский фанк в лице Антохи МС, который выпустил летний альбом про семейную жизнь в деревне и ЗОЖ. "Алиса", Вячеслав Бутусов, "7Б", "Пикник", "Ночные снайперы", даже "Сплин" и "Курара" (которые звучат посвежее остальных) – все выпустили новые альбомы, но новыми их можно назвать только потому, что они вышли в этом году, на самом же деле ничего нового там нет. Бесконечный самоповтор можно назвать уникальным стилем, ещё можно сказать, что их любят за то, что они делают, а эксперименты никому не нужны. Это их дело, а пишу этот обзор я, поэтому скажу, что музыка – это не консервы, которые надо выпускать ежегодно, не меняя мясо и картинку, даже несмотря на то, что консервы гостовские.

В рэп-музыке тоже всё довольно скучно, на мой взгляд.

Каждый второй, покинувший объединение Dead Dynasty (которое основал рэпер PHARAON), выпустил по альбому. Saluki, Boulevard Depo, White Punk, Lil Morty, JEEMBO & TVETH – все эти ребята сейчас очень популярны и с точки зрения музыкальных трендов актуальны (то, что взрослое поколение их не знает, ни о чём не говорит, многие из них собирают больше, чем легенды русского рока). Однако и про их альбомы говорить не хочется, поскольку с точки зрения текстов и хоть каких-то смыслов мне всё это кажется абсолютно неинтересным. Таким же, кстати, как и новый альбом FACE, который покорил все либеральные порталы. Удивительно, как прогрессивная публика вторит школьникам младших классов, которым нравятся рэп-кричалки.

"Старая школа" тоже выпускала релизы в этом году. Рэпер Смоки Мо выпустил сразу два альбома "Белый блюз" и "Стейкхаус" – фирменная читка, понты и крепкие биты – фантик хороший, внутри пусто. Удивительно, что этот парень когда-то написал "Кара-тэ". Группа "Каста" выпустила либерально-юмористически-старческий альбом "Об изъяне понятно", который не вызывает ничего, кроме ностальгии по тем временам, когда они писали совсем другие песни.

Пожалуй, начну свой неоднозначный топ-5.

Если говорить про рэп-музыку, то я бы выделил новый проект Скриптонита. Мини-альбом от Gruppa Skryptonite – это экспериментальная музыка с ещё более невнятной казахской дикцией. Почти все песни на Solitude про танцы, но танцы странные, невнятные, туманные. Песенная структура постоянно ломается, голос сильно обработан, звучит замороченно, но интересно. Главное в этом небольшом релизе – это атмосфера – непонятно, то ли грустно, то ли весело, то ли пойти дальше танцевать, то ли *** (способ самоубийства). Русский танцевальный трип-хоп.

Кстати, если говорить про рэп, то ещё один альбом, который я послушал с любопытством, тоже сделал казах. "Масло чёрного тмина" выпустил Kensshi, и это в сто раз интереснее, чем все эти ребята с трёпом, прямой бочкой и прочей попсой. Но людям за 30 слушать всё равно не рекомендуется.

Бывший продюсер группы "Грибы" Юрий Бардаш в прошлом году запустил свой сольный проект YOURA, а в этом выпустил второй альбом PLAN B. Лютый и качовый индастриал. Если бы русским рабочим, которые трудятся на заводах и фабриках, на протяжении тридцати лет не впихивали мерзотнейшую эстраду и шансон, окончательно испортив их вкус, то они могли бы слушать эти песни и они явились бы им отличными саундтреками к их тяжёлым рабочим будням. Но несмотря на качественный звук, хлёсткие тексты и крутые клипы, Бардаш со своим проектом не зашёл ни рабочим, ни прогрессивным молодым слушателям, для которых подобная пролетарская концепция кажется дичью.

На третье место я бы поставил новый альбом группы Retuses. Многие слышали об этой группе преимущественно из-за их песен на стихи классиков. В какой-то момент группа распалась, но вот спустя шесть лет появилась пластинка OMYT с семнадцатью расфокусированными песнями. Акустика, электроника, духовые, клочки стихов, и в итоге мы имеем крайне трогательный, притягательный и самобытный альбом.

Солист "АукцЫона" Леонид Фёдоров в этом году выпустил сразу два альбома. Первый совместно с Крузенштерном на стихи А.С. Пушкина "Гимн чуме" – любопытный, но не вызывающий желания слушать его повторно. А второй альбом вышел в декабре, называется он "Из неба и воды". Тонкий, мелодичный, минималистичный и с отличными текстами Дмитрия Озерского (коллега по "АукцЫону") альбом. Помимо уникальной подачи и точной (не кичливой, как принято у русских рокеров) музыкальной обёртки Леонид Фёдоров отличается от большинства русских музыкантов тем, что работает с очень хорошими текстами, а это по нынешним временам большая редкость.

Закончу свой топ-5 альбомом великолепной группы "Хадн дадн", которая выпустила альбом "Ляокын".

На фоне старых, надоевших групп, которые отказываются делать что-то действительно новое, на фоне примитивнейшего рэпа для школоты и модных постмодернистских пустышек, которые заполонили музыкальный рынок, появилась очаровательная группа "Хадн дадн", чему я несказанно рад.

Психоделический инди-поп с примесью фолка, с совершенно очаровательными текстами и волшебным женским (практически детским) голосом. По их песням можно составлять музыкальную карту России, поскольку группа периодически записывает композиции по следам своих впечатлений от того или иного города. В прошлом "Тайном альбоме" уже были Таганрог, Москва, Новосибирск. В этом появилась Рязань:

Рязань, ты, конечно, странная,
Утонула в озерах, средняя полоса.
А там, там купаются путники
И купался Есенин, златые власа.

Альбом одновременно жизнерадостен и печален, очень разнообразный гармонически, в нём много неподдельной нежности, которая уступает место дерзости. Восток тут мешается с русской хтонью, а от голоса вокалистки хочется то смеяться, то плакать.

Не ожидал, что в 2019 году, где рынок диктует музыкантам, что им делать, чтобы заработать, а творцы делают свою музыку с оглядкой на тренды, при этом абсолютно забыв о русском языке, могут появляться такие самородки.

Всё не так плохо. Живём и слушаем дальше.