Что не так с музыкой в 2020-м?
Очевидно, что подведение любых музыкальных итогов – дело неблагодарное и муторное. Любые списки альбомов говорят что-то скорее о человеке, составляющем их, нежели о музыкальном положении дел.
Пусть так и будет, я просто попытаюсь вспомнить, что примечательного выходило в этом году.
Одним из главных русскоязычных альбомов этого года для меня, безусловно, является «Ностальгия» «Хадн дадн».
Московское трио многие заслушали до дыр именно в этом году, поскольку их песня «Мы сегодня дома» пришлась к нашему карантинному двору. На новом альбоме почти не осталось песен-мемов, но он от этого ничуть не становится хуже, как по мне, даже наоборот.
Настоящий русский альбом – с завораживающим женским вокалом, достаточно ритмичной музыкой с элементами фолка и витч-хауса и прекрасными текстами, что сегодня особенная редкость.
Вообще, удивительно, что в наше постмодернистское время возможен альбом, который начинается строчками: «Проезжаю мимо храма, где крестили мою маму, проезжаю мимо школы, где училась раньше ты», и в этом нет ни иронии, ни фишки, ни клюквы – всё по-настоящему, при этом звучит фирмово и мелодично. На мой личный вкус, следить за эволюцией этого коллектива гораздо интереснее, чем за той же Монеточкой.
Кстати, если с лучшим русскоязычным альбомом с женским вокалом мы разобрались, то лучший американский альбом можно было бы отдать Miley Cyrus.
Раньше я думал, что Miley Cyrus – это такая сексапильная блондинка, занимающаяся поп-музыкой и ничего из себя любопытного не представляющая, затем я увидел, как она исполняет песню Zombie (лучше оригинала) и не успокоился, пока не пересмотрел все её лайвы. Следом вышел её рок-поп-кантри-альбом «Plastic Hearts», и по нему отчётливо видно, что американская музыка не утратила своего драйва в области доступных широкой публике мелодичных и качовых песен. Забавно, но у нас давно никто не может сделать ничего подобного, хотя, казалось бы, что может быть проще, чем сделать пластинку из песен про любовь с фирменным звучком и надрывным голосом. А Miley Cyrus может.
Наши старики ничего великого в этом году не сообразили. Очень посредственные песни на двух новых работах «Мумий Тролля»; невозможно скучный «Сплин», который выпустил альбом, ничем не отличающийся от предыдущих пяти скучных альбомов; БГ в новом альбоме всё так же круто звучит, но все эти песенки-мемы про то, как тяжко жить в Вавилоне, больше не берут за душу; «АукцЫон» выпустил хороший номерной альбом, но не удивил, как когда-то удивил альбомом «На солнце», где все песни можно было крутить по кругу.
В рэпе вышли сотни работ, из которых забываешь тут же почти любую из них. Флоу всё более загадочный, стиль всё ближе к Западу, денег в индустрии всё больше, над текстами и смыслами в них никто не особо не работает – жанр умер, как в своё время умер рок. Не удивительно, что тролль Моргенштерн изнасиловал рэп-музыку в России и возглавил её.
Любопытно покопаться в бурятских кишках (альбом «Хошлоног») рэпера Хаски, который всё ещё пытается работать с великим русским языком, издеваясь, провоцируя и давя мозгом на своих молодых слушателей.
«Каста» и «25/17» также отметились альбомами. Оба коллектива всегда крайне ответственно и профессионально работали с текстами и музыкой, однако у одних в песнях слишком сильно начала выступать их довольно смешная гражданская позиция, поэтому «25/17» в своих размышлениях о любви и смерти более выигрышно смотрятся в этом баттле динозавров, да и звучат, кстати, интереснее.
Ещё большие альбомы у Басты со Скриптонитом вышли, но ничего более-менее оригинального там нет. Просто хороший, качественный рэп, который, как ни странно, всё равно интереснее любой «молодой школы».
«Ну где же, где же новые великие русские альбомы?» – спросите вы. Да не знаю! Я честно отслушивал всё, что выходило в этом страшном году, но не нашёл ничего такого, что потом можно было бы назвать классикой, да хотя бы то, что можно было бы переслушать в следующем году.
The Weekend выпустил один из лучших поп-альбомов своего времени. King Krule отказался сотрудничать с Kanye West, потому что работал над своим британским альбомом, и он у него вышел очень крутым. Bob Dylan спел в своём новом альбоме, что он лучший из последних и остальных можно хоронить, и с этим сложно поспорить – в свои 150 лет он умудряется делать фирменные концептуальные вещи, которых так не хватает.
Paul McCartney, кстати, тоже записал карантинный альбом, и звучит он очень недурно. С рэпом на Западе тоже всё в порядке. Какой-нибудь Pop Smoke сделал мегакачовый гангста-альбом, а потом его застрелили в собственном доме – тру.
Хоть убейте, но на Западе всё лучше и интереснее обстоит с музыкой, чем у нас, в том числе потому что они лучше работают со своим национальным кодом – не стремаются его и мифологизируют, а не смотрят куда-то за океан, пытаясь скопировать соседей.
Мы так делали в классической музыке, затем у нас это получалось в бардовской советской, после пришла рок-музыка, и мы, использовав чужой жанр, вложили в него свои интонации и смыслы, даже в рэпе и инди у нас получилось это сделать. Сейчас же наша музыка упёрлась с одной стороны в ужасную коммерцию, а с другой – в бесконечное копирование чужих традиций.
Но ничего, мы ещё научимся. Не в первый раз.