Version: 0.1.0

Башлачёв, омывший русского человека

Ричард Семашков

Расскажу про свой день, точнее про его начало.

Сначала я зашёл в Instagram и посмотрел музыкальные новинки. Наткнулся на каких-то ноунеймов – парни в лёгких брониках на голое татуированное тело ходят по лесу и читают про «современную Россию» – что-то про самодержавие, злых полицаев и пр. Имён не запомнил, да это и неважно. Если ребята с самого начала музыкальной карьеры так сильно пострадали от режима и в тон своим старшим товарищам жалуются на ментов, то запоминать не надо – они сейчас появляются как грибы.

Затем я сварил кофе и посмотрел альбомы, которые вышли сегодня ночью. Ни на что интересное не наткнулся и включил радио «Серебряный дождь». К сожалению, попал на программу Артемия Троицкого, где он со своими таллинскими интонациями рассказывал про новые песни и ставил их.

Началось всё с новой песни группы «ДДТ» «…где выводит добро организм». Из нового в этой песне разве что аранжировка, потому что с этой ироничной композицией про горемычную Россию с проститутками, ментами и арматурой Юрий Юлианович уже лет восемь назад выступал на «Дожде», неоднократно пел её на своих концертах, но, видимо, сейчас она появилась в новой свинговой обработке.

Несмотря на весёлый мотивчик и добродушную улыбку Шевчука, которую чувствуешь даже через радиоволны, песня начинается так:

Раздвигают ноги девице в полиции,
К вечернему солнцу забрали лучи.
Всё как всегда в этой древней позиции,
Групповуха – пол-литра, телевизор, прыщи.

Ну а заканчивается, понятное дело, философской обобщающей шутейкой в духе Юрия Юлиановича:

Россия – страна, где любовь всегда сверху.
Известная поза – скупой оптимизм.
Власть хороша, всем желает успеха,
В месте, где выводит добро организм.

Смешно, да?

Затем Троицкий (чтобы, видимо, окончательно испортить моё утро) поставил песню группы «Порнофильмы», типа – за отцом ироничного протеста идут молодые и борзые дети, у которых ещё есть силы бороться.

Нас не удержат психдиспансеры!
Наши цвета не запачкает серость!
Нас не достанет *** военкомат!
Наши сердца, резонируя, рушат дома!

Молодые разрушители домов с некоторых пор стали стадионной группой, по сборам уже догнали учителя. Протестные песни про кровавый режим приносят большие дивиденды. Современный панк-рок – это когда спел лирическую песню у Урганта, затем русофобскую у Козырева, дал интервью Дудю, а потом выступил с концертом для восьми тысяч граждан в стране, где «дышать запрещено».

Многие скажут, мол, что ты хочешь от рэперов, олдскульных рокеров и молодых панков – конечно, они должны протестовать, ведь в этом соль жанров рок и рэп. Да, конечно. Можно и нужно писать острые песни.

Другое дело, что когда музыканты берутся размышлять о Россиюшке, о нашем менталитете, о русском характере и судьбе, они обязательно скатываются в вульгарную и китчевую пошлятину с традиционным набором из злых ментов, разговоров про серость и колючую проволоку. И, сочинив этот примитивный «острый» материал о России, они подают его с таким лицом, будто всё о ней поняли и нашли в себе силы и смелость донести это до нас.

Надоело!

Посмотрите на своих любимых западных музыкантов. Разве, когда они говорят о проблемах в своих странах, они опускаются до этих сортирных шуток? Да, афроамериканские рэперы часто читают про полицейский произвол, но давайте не будем сравнивать методы наших и американских силовиков – небо и земля.

Да что там Запад. Масло чёрного тмина – рэпер из Казахстана, который в своих клипах («Неведомый мир», «Так за кого же болеть на этой земле и кого любить?») тонко, остро и с любовью рассказывает про исторические и современные проблемы своей страны.

Для наивных кричалок и пошлой иронии нужен только рот, для всего остального нужен ещё и талант и большое сердце.

Кстати, Артемий Троицкий, который раньше из каждой форточки рассказывал про своего «друга» Александра Башлачёва, в своей передаче 17 февраля не вспомнил о нём, хотя именно эта дата – день памяти СашБаша. Спасибо ему за это, потому что если бы человек без вкуса Троицкий опять начал бы цитировать поэта Башлачёва сразу после порнофильмовских песен, то всё бы смешалось в одну мерзкую кашу.

Я одного не пойму. Разве Александр Башлачёв жил более вольготно и комфортно, чем вышеперечисленные герои? Разве его молодость пришлась на светлые и справедливые времена? Не то что наши «кроваво-омоновские». Разве, когда сочинял Башлачёв, русский народ был светлее, чище и водку не пил? Да вроде бы нет. Жил Башлачёв, мягко говоря, бедно, жилья своего не имел, менты на улице приставали, великая и огромная страна летела в тартарары, а народ наш, разрываемый на части всеми вокруг, снаркоманивался.

Но в песнях Башлачёва тем не менее мы никогда не услышим ничего хоть сколько-нибудь русофобского, в них не встретить маньячных полицейских, не мог он себе позволить однодневных остреньких агиток, ни разу не позволил в пошлом и ироничном контексте упомянуть слово "Россия".

В чистом поле – дожди косые,
Да нет ни пропасти, ни коня.
Я не знал, как любить Россию,
А куда ж она без меня?

Но сколько он прочувствовал и понял про нас. Про каждого лично и про народ в целом. И на стадионы с этими песнями не хотел, и в программу Троицкого бы не пошёл, да даже когда ему хлопали на квартирниках, он неумело останавливал аплодисменты.

Помимо очевидной разницы между Башлачёвым и теми, кто сейчас поёт про нашу горемычную родину – я говорю именно про тексты, про художественные находки, про полутона, про интонации, – есть ещё одно принципиальное отличие.

СашБаш брал этого грязного, дикого, грешного русского человека и со всей любовью своей отмывал его от грязи, возвышал его, смотрел в его душу и мог ему многое простить, потому что понимал его.

Когда же про русского человека поют наши протестанты, они, наоборот, закидывают его грязью, вешают на него свои обиды на режим, ругают его за пьянство, шутят про его непросвещённость.

Анализировать Россию и русских – дело ответственное, мало кому доступное, но почему-то все кому не лень пытаются за него браться.

Башлачёв ушёл, и теперь некому спеть про русского человека, про его проблемы и страхи, про трудное время, в котором он живёт. Кто теперь нас омоет? Кто нам расскажет про нас самих? Не вот эти же вот…