Картошка с грибами для Гиви
Год назад в восемь утра 8 февраля мне позвонил комбат "Спарты" Воха: "Нашего грузинского друга больше нет с нами". Так я узнал, что Гиви ушел вслед за Моторолой.
"Грузинским другом" мы называли Мишу еще со времен штурмовой операции в донецком аэропорту. Ну, вы понимаете, у фронтового юмора свой шарм. Гиви, несмотря на характерный позывной, на самом деле никаким грузином не был.
Один из дедов Миши и вправду имел горское происхождение, но все остальные в его семье считались русскими, местными, с Донбасса. Однако осетинская кровь на полковнике Толстых отыгралась за всех родственников сразу. Смуглое лицо, нос с горбинкой, одним словом, типичный кавказец.
Фото: соцсети
Имена Арсена Павлова и Михаила Толстых — Моторолы и Гиви — разрывали новостные ленты на протяжении всего вооруженного конфликта между новыми киевскими властями и донбасскими республиками. Убежденные сепаратисты, они вместе отбивали у ВСУ Иловайск, пробивали дорогу к блокадной Горловке и, наконец, выиграли схватку с "киборгами" — так на Украине называли вэсэушников, воевавших в донецком аэропорту.
Гиви был эмоциональным человеком, все это знают. Кадры, на которых он кормил украинскими шевронами полковника ВСУ, бросившего собственных подчиненных на убой, сделали ему почти скандальную репутацию. Им можно было гарантировано запугивать непослушных призывников, попавших под очередную по счету волну мобилизации на Украине.
Однако несмотря на отточенный, высеченный фронтовыми историями суровый образ, Миша на самом деле был по своему добрым и трогательным человеком. Патологически щедрым, готовым отдать друзьям любую дорогущую вещь, совершенно не думая о ее стоимости. Подарки делал широко и от души, забывая иной раз, что сам остается без "ништяков", которые так ценят на войне — трофейных пистолетов, отбитых у ВСУ джипов, патронов редкого калибра, удобной формы и прочей милитаристской радости.
Фото: reukraine.in.ua
"А вы знаете, какое у Миши было самое любимой блюдо?" — спросил сегодня за поминальным столом донбасский лидер Александр Захарченко, который и с Мишей, и с Мотором дружил элементарно и по-человечески. Друзья Гиви задумались, вспоминая. Глава ДНР после паузы сквозь горькую улыбку сказал: "Картошка с грибами, он мог ее есть просто в неограниченном количестве".
Затем он подозвал к себе официанта.
"У вас картошка с грибами в меню есть?"
"Сейчас что-нибудь придумаем".
"Придумайте, пожалуйста, сковородку длинною в метра полтора и поставьте посреди стола, чтобы мы все смогли поесть и помянуть Мишку".
И было что-то такое в этих словах донбасского лидера, что перекрикивает любую героическую риторику военного времени, любые рассказы о ратных подвигах, любые обещания хранить память и вздохи сочувствия. От этого сделанного в сердцах гастрономического заказа как-то сразу пересохло в горле и заскрипело глубоко внутри.
Донбасс ведь в первую очередь лишился не боевой единицы в своих фронтовых порядках, Донбасс лишился человека, который дышал и олицетворял собой простые и человеческие ценности, понятные по идее любому русскому, да и не только русскому человеку.
Фото: vk
Сейчас практически уже установлено: Михаил Толстых был подорван в результате работы украинской диверсионной группы. Вероятней всего, бомбу заложили ему в кабинет, провернув операцию, по сути, похожую на подрыв Арсена Павлова в лифте. В донбасской республике такие методы считают террористическими. Не сумев победить Моторолу и Гиви в честном фронтовом противостоянии, украинские спецслужбы ударили в спину.
Мы как-то с главой ДНР обсуждали эту тему тоже. Ведь покушения на донбасских командиров по-прежнему случаются регулярно. Осенью диверсанты заложили фугас на пути кортежа вице-премьера Александра Ташкента, а буквально на днях атаковали здание донецкого Минобороны.
"Мы не собираемся становиться террористами, хотя мы в состоянии уничтожить или устранить любую политическую фигуру на Украине, ресурсы для этого есть. Но мы не уподобляемся нашим врагам", — ответил Александр Захарченко.
Конечно, гибель Моторолы и Гиви — это удар по нему лично. Каждую из этих потерь он очень тяжело переживал и, вероятней всего, до конца не переболел до сих пор. Однако Киев, по сути, пытаясь сломить донбасского лидера, устраняя его ближайших соратников, добился ровным счетом обратного эффекта.
"Спарта" и "Сомали" не только не развалились с уходом своих основателей, но и продолжают активно оборонять Донбасс. Результаты специальных задач, которые они выполняют, иной раз в тылу противника, я надеюсь, будут когда-нибудь рассекречены, и вы убедитесь в том, что их командиры отомщены сполна.
А боль от того, что картошку с грибами нам теперь приходится есть без Гиви, она не пройдет и не излечится никогда. Царствие небесное, друг, мы помним тебя.