Version: 0.1.0

"Золотой теленок": почему Юрскому сочувствовали из-за роли Бендера

Коллеги сочувствовали Сергею Юрскому из-за роли Остапа Бендера в "Золотом теленке"

В 1968 году состоялась премьера фильма "Золотой теленок" режиссера Михаила Швейцера. Этой картины могло и не быть, так как Госкино на протяжении пяти лет отвергало идею режиссера. 

Кроме того, после выхода киноленты критики дали ей невысокие оценки, а коллеги сочувствовали Сергею Юрскому, исполнителю главной роли, так как считали, что это одна из неудачных работ в его творческой биографии. Однако позже все пересмотрели свои взгляды на работу Швейцера, Юрского и других актеров, а сам фильм стал классикой советского кино.

Почему руководство Госкино не хотело, чтобы режиссер экранизировал роман "Золотой теленок"? Каким режиссер видел Остапа Бендера? Кто пробовался на главные роли? При каком условии Зиновий Гердт согласился принять участие в съемках фильма? Об этом и многом другом читайте в материале РЕН ТВ

Борьба за съемки фильма

В 1962 году режиссер Михаил Швейцер решил экранизировать роман "Золотой теленок" Ильфа и Петрова. Однако его идею долго не принимали, потому что он всегда снимал картины на серьезные темы и экранизировал произведения таких авторов, как Лев Толстой, Валентин Катаев и другие. 

На протяжении пяти лет Швейцер пытался добиться разрешения. Все это время режиссер доказывал, что на самом деле судьба у Остапа Бендера сложная. Он считал, что жизнь главного героя была трагично растрачена. 

"Мне кажется, Бендер – это при ближайшем рассмотрении не кто иной, как традиционный для русской литературы герой, ищущий смысл, цель в жизни, свое предназначение в этом мире. Человек, достигший 33 лет (возраст Христа!), задается вопросами: есть ли в жизни счастье и в чем оно? И прибегает к "автоматическому" решению: он ищет счастье в сфере материальной (как сказочные герои искали клад). Поиск миллиона – это поиск счастья, как он его понимает, поиск, обреченный на грустный финал", рассказывал Швейцер в беседе с "Советским экраном".

Ситуацию изменил искусствовед Георгий Куницын, который на художественном совете уговорил руководство дать Михаилу Абрамовичу разрешение на создание фильма. Съемки начались в 1967 году. 

Выбор актеров на главные роли

Режиссер видел в роли Остапа Бендера Сергея Юрского. Он хотел его утвердить без проб, однако руководство Госкино настояло на них. На эту роль пробовались Владимир Басов, Николай Губенко, но в итоге худсовет утвердил Юрского. К тому же актер ранее играл эту роль в капустнике, так как обожал Бендера. 

А вот на роль Михаила Паниковского изначально утвердили Ролана Быкова. Однако актер Театра кукол Зиновий Гердт, который дружил с режиссером, рассказал, каким он видит этого персонажа. 

Швейцеру так понравились его рассуждения, что роль Паниковского он отдал Гердту. Интересно, что актер согласился сняться в фильме только в том случае, если его герой не будет таким плохим и ужасным, как в романе. Зиновий Ефимович считал, что Паниковский – трагичная личность. 

У Ильфа и Петрова Паниковский смешон и гадок. Мне хотелось показать его иным – смешным и трогательным. Потому что это страшно не приспособленный к миру, одинокий во всей Вселенной человек. Его ранит буквально все, даже прикосновение воздуха. Зиновий Гердт

"А хитрости его настолько наивны, явны и очевидны, что не могут никому принести серьезного вреда. Лучше всех о нем сказал Остап Бендер: "Вздорный старик! Неталантливый сумасшедший!" Мне было жалко Паниковского и хотелось, чтобы зрители отнеслись к нему с теми же чувствами", писал Гердт в мемуарах "Рыцарь совести".

Роль Шуры Балаганова должна была достаться Вячеславу Невинному, но ее отдали Леониду Куравлеву. Интересно, что до этого Юрский и Куравлев уже снимались вместе у Швейцера в картине "Время, вперед!", поэтому работать им было очень легко и спокойно. 

Создание автомобиля "Антилопа-Гну" 

Для фильма автомобиль "Антилопа-Гну" или "Лорен-Дитрих" проектировал известный советский инженер-конструктор Лев Шугуров. Он использовал два старых автомобиля УАЗ-452 и ГАЗ-А. От первого инженер взял двигатель, трансмиссию и раму, а от второго – задний мост.

Руль был перенес с левой стороны на правую, так как именно такое расположение он занимал в машинах в начале века. Кстати, актеру Николаю Боярскому, дяде Михаила Боярского, который сыграл в картине автолюбителя Козлевича, ради съемок даже пришлось отучиться в автошколе и получить водительские права.

Задумка автора и локации

Михаил Швейцер специально снимал фильм на черно-белую пленку, чтобы воссоздать эпоху 1930-х годов. Для этого же использовались элементы пантомимы и специальная музыка. Кинолента начинается именно с нескольких сцен из немого кино и титров. Кроме того, в некоторых эпизодах цитируются фильмы Сергея Эйзенштейна. 

Съемки картины проходили в Одессе, Москве, Владимирской области, в пустыне Каракумы, а также в павильонах "Мосфильма". 

Финальная версия фильма и критика

При монтаже выяснилось, что длительность ленты превышает допустимый хронометраж. Режиссер решил вырезать эпизод "Воронья слободка" с участием Анатолия Папанова – он играл Васисуалия Лоханкина. Худсовет решил, что эта сцена замедляет действие фильма, а также унижает интеллигенцию. 

Михаил Абрамович решил, что в финале Остап женится на Зосе. Но руководство настояло на том, чтобы герой потерпел неудачу. Поэтому пришлось доснять сцену, где румынские пограничники отбирают у Бендера все, что обеспечило бы ему счастливую и беззаботную жизнь в Рио-де-Жанейро.

После премьеры критики не оценили работу Михаила Швейцера, посчитав ее недостаточно смешной. Юрский же говорил, что коллеги сочувствовали ему, отмечая, что картина получилась неудачной. Однако спустя годы фильм был высоко оценен и стал классикой советского кино.  

Интересные факты о фильме

  • На роль Остапа Бендера претендовал и Арчил Гомиашвили, но он не смог приехать на пробы. Зато через три года актер перевоплотился в этого персонажа в картине "12 стульев", которую снимал Леонид Гайдай.
  • Сергей Юрский проходил пробы 14 раз.
  • Участие в фильме "Золотой теленок" стало дебютным для актера Театра кукол Зиновия Гердта.
  • Гердт был утвержден еще и потому, что на момент съемок ему было уже 50 лет, а Ролану Быкову всего 37. По сюжету романа, Михаил Паниковский – человек в возрасте.
  • Однажды съемки фильма пришлось отложить, так как из-за плотного графика у Зиновия Ефимовича случился сердечный приступ.
  • В день съемок сцены с избиением Паниковского Гердт отмечал 50-летие.
  • Леонид Куравлев часто опаздывал на съемки, так как в то время также снимался в фильме "Вий". Ему приходилось бегать между соседними павильонами, быстро меняя образы весельчака Балаганова и студента-философа Хомы Брута.
  • На съемках в пустыне, где герои Корейко и Остап едут на верблюдах, произошел забавный случай. Евгений Евстигнеев (он играл Корейко) перестал отвечать на вопросы режиссера и коллег. Съемочная группа решила, что он получил солнечный удар. Но оказалось, что актер просто уснул.
  • Во время съемок финальной сцены, где румынские пограничники разоблачили Остапа Бендера, Сергею Юрскому пришлось много дублей отснять в снежных сугробах. После этого он заболел воспалением легких.