Бойня на Ближнем Востоке разгорелась с новой силой после перемирия
В субботу, 2 декабря, ЮНИСЕФ официально подтверждает: в секторе Газа погибли более 5,3 тысячи детей. И эта ужасающая цифра не учитывает пропавших без вести или погребенных под обломками разрушенных зданий. Все надеялись, что перемирие, которое действовало с 24 ноября, перерастет в нечто большое. Но 1 декабря, через шесть минут после того, как истек срок договоренностей, боевые действия возобновились с новой силой. Причем традиционно стороны возложили друг на друга ответственность за очередной виток насилия. Из анклава – наш журналист Ибрагим Исбаита.
В Газе – вновь сигналы тревоги, обстрелы со стороны Израиля, снова раненных везут в больницы. Пострадавших доставляют на машинах скорой помощи. Укладывают на повозки. Многих несут на руках.
Хрупкое перемирие между сторонами прервалось в пятницу утром. Сирены, возвещающие о ракетной опасности, с обеих сторон зазвучали за несколько минут до истечения срока. Позже и ЦАХАЛ, и ХАМАС обвинят друг друга в нарушении договоренностей.
Только за первые часы возобновления военной операции в Газе – десятки жертв и раненных. При этом Израиль практически сразу заявил, что не отказывается от переговоров, условия для продолжения перемирия те же – в день ХАМАС должен освобождать по десять заложников.
Возвращение домой
Каждые новые сутки тишины и каждый автобус с освобожденными заключенными из Израиля в Газе встречали так. Мохаммеда або Аль-Айна освободили из лагеря в Дженине, там он провел больше пяти месяцев. Последний – был самым тяжелым.
"Избиения, отсутствие еды, провокации, отсутствие одежды", – вспоминает освобожденный заключенный Мохаммед або Аль-Айн.
С обеих сторон десятки заложников и пленных смогли вернуться домой. Всю неделю тишины в секторе кипела жизнь – мирные пытались хоть как-то организовать быт.
"Жители Газы постарались максимально использовать время перемирия: решить бытовые проблемы, добраться до своих домов, большинство из которых разрушены, отыскать личные вещи, взять самое необходимое и вернуться в относительно безопасные районы", – рассказывает журналист Ибрагим Исбаита.
Жизнь на развалинах
Многие уже никогда не найдут свои квартиры. На месте домов – груды камней, смесь арматуры и мусора.
"Мы вернулись сегодня в наши дома и увидели разрушения, которые были нанесены городу аль-Хузаа. У меня не хватает слов, когда я смотрю на свой дом. Сейчас мы ищем под завалами школьный аттестат моего ребенка и записную книжку, чтобы порадовать ее", – показывает жительница сектора Газа.
Идти некуда. Люди остаются жить на развалинах своих домов. Этот мужчина с семьей спит на матрасе под открытым небом, сушит белье на веревках, натянутых меж разбитых стен. За время перемирия успел построить печь и теперь может готовить еду, если в район снова не прилетят бомбы ЦАХАЛ.
"Однажды в соседнем доме произошел мощный взрыв, разрушивший все помещения. Мой сын спас меня, сказав, что я был в обмороке", – вспоминает житель сектора Газа.
Кроме обустройства быта в Газе разбирали завалы, к которым не могли подступиться из-за постоянных обстрелов.
Работы не прекращаются
"Только за один день тишины спасателям из-под завалов удалось извлечь больше 160 тел. Работы не прекращаются в любое время суток", – приводит статистику журналист Ибрагим Исбаита.
"Сегодня нам удалось привезти дополнительные 80 литров топлива для работы экскаватора. Мы работали три часа, а затем топливо закончилось. Но нам нужно продолжать. Мы обращаемся к международному сообществу и исламским странам с призывом обеспечить гражданскую оборону топливом", – добавляет участник разбора завалов.
Через границу Газы начали пропускать фуры с гуманитарной помощью. Только за первые четыре дня перемирия удалось привезти грузов с товарами первой необходимости и продовольствием больше, чем за все прошедшие полтора месяца. На въездах – длинные колонны машин – из-за долгих проверок израильской стороны. Гуманитарной помощи катастрофически не хватает. При этом паузу использовали группировки сил с обеих сторон. Так, солдаты ЦАХАЛ все эти дни оставались на своих позициях, где-то шла переброска сил, подвоз боеприпасов. Судя по всему, подготовка завершилась успешно. Когда наступит новое перемирие, теперь уже никто предсказать не может.