Банда "ЗИГ ЗАГ": что творила циничная шайка в блокадном Ленинграде
История и преступления банды "ЗИГ ЗАГ" в блокадном Ленинграде
28 января РЕН ТВ покажет остросюжетный детектив "Банда "ЗИГ ЗАГ". В его основу легла достоверная история. Группировка из 12 человек промышляла в осажденном, голодающем Ленинграде. Благодаря несостоявшемуся художнику Виталию Кошарному бандиты смогли наладить печать продуктовых карточек, которые тогда ценились дороже золота. Всего лишь за пять месяцев банда "ЗИГ ЗАГ" похитила у блокадников 17 тонн продуктов. За это время в Ленинграде погибли от голода 260 тысяч человек.
Как появилась зловещая ленинградская банда? И кто помогал "зигзаговцам" совершать преступления? Расскажем в нашем материале.
История банды "ЗИГ ЗАГ"
В годы Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпало испытание, равного которому не было в истории человечества. Фашистская блокада, длившаяся с 1941 по 1944-й, унесла более 600 тысяч невинных жизней. Люди гибли от голода, немецких налетов и невыносимых холодов.
В ноябре 1941 года суточная норма хлеба для служащих, иждивенцев и детей составляла 125 граммов. Из-за острого дефицита все продукты выдавали по карточкам, которые ценились дороже золота.
Несмотря ни на что, жители осажденного города не сдавались, демонстрируя чудеса стойкости и мужество. Однако нашлись предатели, решившие нажиться на смертях и примкнуть к немцам. Так в Ленинграде появилась группировка "ЗИГ ЗАГ", которую оперативники прозвали "блокадными крысами".
Художник во главе преступной банды
Главарем банды стал 24-летний Виталий Кошарный, уроженец Новгородской губернии. Парень вырос в бедной крестьянской семье, но с раннего детства грезил о карьере художника. Окончив шесть классов сельской школы, Виталий подделал аттестат и поехал поступать в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Однако в вуз Кошарного так и не приняли. Тогда Виталий решил действовать по уже проверенной схеме: нарисовал фальшивый диплом и устроился оформителем в один из городских трестов. Вскоре парню наскучила рутинная, низкооплачиваемая работа. Он поставил себе новую цель – разбогатеть.
В 1940 году несостоявшийся художник стал промышлять изготовлением поддельных документов. В силу неопытности мошенник быстро попал в руки правоохранителей. В начале 1941-го Кошарного приговорили к пяти годам лишения свободы.
В тюрьме Виталий почти сразу нашел себе товарищей – осужденного за растрату Федорова, расхитителя соцсобственности Кириллова и рецидивиста Баскина. Всех их объединяла ненависть к советской власти. Когда началась Вторая Мировая война, уголовники быстро сообразили, что в ходе боев могут сбежать.
Не теряя времени, Кошарный взялся за изготовление фальшивок. Себе сделал документы на имя Виталия Островского, Баскину нарисовал справку о том, что тот работает лагерным кладовщиком, а Кириллова и Федорова снабдил поддельными бумагами на УДО.
"Блокадные крысы"
Летом 1941-го немцы начали бомбить лагпункт. Этим воспользовался Баскин: в суматохе никто из надзирателей не заметил, как он ускользнул из камеры. Кошарный, Кириллов и Федоров смогли сбежать лишь через месяц. Зэки отправились в Ленинград, где их уже ждал Баскин. Сталкиваясь с патрулями, беглецы предъявляли фальшивые документы и говорили, что едут на фронт – всякий раз эта легенда срабатывала.
В Ленинграде беглые зэки поселились у одного из родственников Баскина и стали думать, где раздобыть денег. К тому времени город уже был взят в блокаду: из-за дефицита продуктов местные жители получали товары по карточной системе. На этом и решил нажиться Кошарный. Он предложил своим товарищам подделывать и сбывать продуктовые карточки. Идею одобрили единогласно. Преступников совсем не волновало то, что их план повлечет за собой тысячи смертей и без того оголодавших ленинградцев.
Поняв, что его план сработал, главарь банды смастерил из деревянного бруска и резины шаблон наподобие типографского клише. Помимо хлебных карточек, Кошарный стал штамповать отрывные продуктовые талоны. Группировка быстро разрослась и через месяц уже насчитывала 12 человек, включая жену главаря.
Подпольная типография
Вопрос с материалами для производства фальшивок отпал, когда к преступникам примкнул сотрудник местной типографии Николай Тихонов. Он начал таскать со своего предприятия все, что было нужно Кошарному для работы: краску, шрифты и бумагу. Подпольный цех сначала открыли в квартире некой Екатерины Баланцевой, сестры Анны Чекур, которая была любовницей одного из бандитов.
Вскоре на вырученные от афер деньги Кошарный и его банда обзавелись просторной квартирой на Фонтанке. Туда и переехала подпольная типография. Виталий штамповал карточки в немыслимых количествах – уже не только на хлеб, но и на мясо, масло, дефицитные алкоголь, конфеты, папиросы и шоколад.
Опустошая прилавки магазинов, бандиты сбывали продукты по завышенным ценам и ни в чем себе не отказывали. Деньги лились рекой. Большой вклад в преступное дело внес бывший кладовщик Федоров. Он долгое время работал в продуктовом магазине и успел обрасти знакомствами не только среди продавцов, но и директоров торговых точек. Многие из них стали сотрудничать с бандитами за процент от сделок. Самые крупные аферы провернули при участии директора магазина № 34 Александра Баликова.
Баликов согласился принять талоны на девять тонн продуктов, однако потребовал отдать ему половину. Прикрепленные к его магазину горожане часто уходили с пустыми руками или получали меньше 125 граммов хлеба, установленных в качестве дневной нормы. Для многих ленинградцев это означало верную смерть.
Пособники Гитлера
Видя тяжелейшую обстановку в Ленинграде, "блокадные крысы" полностью уверовали в победу фашистской Германии и решили переметнуться на сторону немцев. Идейным вдохновителем этого плана был Баскин.
Наладить контакты с гитлеровцами банда поручила Кириллову. Для этого в ноябре 1941 года он отправился за линию фронта. Миссия увенчалась успехом: перебежчика захватили в плен и доставили в штаб нацистов. Предложенная бандитом сделка им понравилась. Кириллов получил от немцев рацию с тайным шифром и вернулся к товарищам.
Получив хорошие вести, Кошарный нарисовал несколько листовок с призывами к жителям Ленинграда сдаться Гитлеру. На каждой агитке печаталась отметка банды "ЗИГ ЗАГ". Однако расклеивать листовки главарь не спешил. Тираж был нужен бандитам в качестве доказательства верности фюреру – на случай, если в город войдут немцы.
Баскин даже уговорил главаря банды изготовить ему новые документы о судимости. Он хотел, чтобы в справке об УДО была прописана не уголовная статья, а политическая. Как считал бандит, это должно расположить к нему немцев.
После войны Баскин хотел открыть торговый дом, Кошарный мечтал стать владельцем ресторана, а Кириллов собирался возглавить отряд карателей и "перевешать всех коммунистов". Но планам бандитов не суждено было сбыться. Конец ленинградской группировке положил всего лишь один неосторожный шаг.
Как удалось выйти на след "зигзаговцев"
В феврале 1942 года "зигзаговцы" решили отовариться в новом магазине. Нарисовав около 720 детских карточек на сахар и хлеб, Кошарный отправил на дело свою сообщницу Нину Петровичеву – сотрудницу Смольнинского районного пищеторга. В магазине аферистка сказала, что собирается передать продукты детям. А чтобы задобрить заведующую, пообещала ей восемь килограммов хлеба и полтора килограмма сахара. Расчет был на то, что женщина не сможет устоять, ведь такое количество продуктов было гарантией жизни. Заведующая действительно согласилась, но только для виду. Как только Петровичева ушла, она позвонила в райотдел НКВД.
В квартире преступницы оперативники обнаружили чемодан с хлебными буханками и карточки на получение еще около ста килограммов продуктов. Соседи рассказали, что к Петровичевой часто приходили некие мужчины, двое из которых были в военной форме. Вскоре следователям удалось выйти на любовницу одного из бандитов, Анну Чекур. Придя к ней с обыском, даже опытные сотрудники НКВД были обескуражены роскошной обстановкой квартиры – изящная мебель, украшения, несколько тайников с деньгами и талоны на тонны продуктов.
Конец группировки "ЗИГ ЗАГ"
Тем временем, немцы связались с Кошарным и поручили ему встретиться с агентом Абвера по фамилии Сморчков. Вместе с Кирилловым главарь банды "ЗИГ ЗАГ" отправился на конспиративную квартиру. Однако до своих сообщников спецагент так и не добрался – его задержала контрразведка. Вместо Сморчкова в логово бандитов прибыл участковый. Поначалу уголовники приняли его за агента, но быстро поняли свою оплошность, зарезали милиционера и сбежали.
Кириллова и Кошарного задержали спустя пару дней. Их сдали расколовшиеся на допросах Петровичева и Чекур. В доме главаря "зигзаговцев" оперативники нашли агитационные листовки и другие доказательства связи банды с фашистами. Показания против "блокадных крыс" дал и задержанный агент Абвера Сморчков. Вскоре сыщики разыскали остальных членов группировки.
Как установило следствие, с ноября 1941 по март 1942 годов банда "ЗИГ ЗАГ" отоварила карточек на 17 тонн разных продуктов. По данным из открытых источников, за это время около 200 тысяч человек в Ленинграде погибли от голода.
"Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу", – говорится в дневнике жительницы осажденного Ленинграда Елены Скрябиной.
Приговор без права на обжалование
Из-за страха перед расстрелом Кошарный частично признал вину и согласился сотрудничать со следствием. Он говорил, что лишал еды умирающих от голода ленинградцев по глупости, и каялся в сговоре с немцами. Кириллов же, наоборот, отчаянно топил главаря "зигзаговцев". Бандит доказывал следователям, что Кошарный силой и хитростью склонил его к преступлениям.
Все четыре входящие в банду женщины, Кошарная, Чекур, Баланцева и Петровичева, пытались давить на жалость, как могли. Умоляли сохранить им жизнь, вспоминая о своих маленьких детях. Мужской состав группировки же рвался на фронт – якобы для того, чтобы искупить свою вину кровью. Лишь только Баскин не пытался себя оправдать, а попросил наказать его по всей строгости. Впрочем, так и случилось.
Военный трибунал приговорил всех участников банды "ЗИГ ЗАГ" к расстрелу без права на обжалование вердикта. 30 июня 1942 года Кошарный и его подельники были ликвидированы.
К 80-летию снятия блокады Ленинграда состоится премьера исторически достоверного блокбастера "Банда "ЗИГ ЗАГ". Смотрите его 28 января на РЕН ТВ.