Version: 1.0.2

Протестующая и обедневшая Франция без вождя: почему Макрон уже проиграл

Андрей Добров – о том, почему Макрон не способен вести за собой страну, которая требует его отставки.

Во Франции два события. Правительство премьера Байру ушло в отставку. Решило так сократить дефицит бюджета, что простым французам уже нельзя было намазать маслом круассан. И поэтому сами французы начали акцию протеста "Заблокируй все".

Но президент Макрон подготовился к этой акции. Ожидалось что на улицы выйдет 100 тысяч человек протестующих. И поэтому он стянул в столицу 80 тысяч полицейских. Один полицейский против одного-двух демонстрантов. Неплохо. Вообще Европе надо создать такую полицию, чтобы было четыре полицейских на одного протестующего. Но тогда, правда, и круассана по утрам уже не останется, весь бюджет будет уходить на содержание полиции. Подробнее – в "Добровэфире".

Битвы с полицией стенка на стенку

Горящие рестораны, полицейские машины и баррикады из мусорных баков. И эпичные, буквально средневековые, битвы стенка на стенку. Захлестнувшие Францию беспорядки на этой неделе вызвали сбой работы железнодорожного транспорта, больниц, школ и торговых центров во всех крупных городах страны. Бастовать вышли более 200 тысяч человек.

В полицейских летело все, что протестующие могли бросить. Жандармы отвечали слезоточивым газом, забрасывали толпы дымовыми шашками и шумовыми гранатами.

К такой картинке французских протестов мир уже привык. Французы часто не довольны правительством, можно сказать, протесты – часть их культуры. Но в этот раз все, похоже, гораздо серьезнее.

"Я представитель среднего класса и я уже не могу планировать будущее! Как нам зарабатывать на жизнь?", – говорит местная жительница.

Требование – убрать самого президента Франции

Протестное движение "Заблокировать все" началось с экономических требований к правительству Макрона не сокращать социальные расходы и не душить простых людей налогами. Но теперь главное требование протестующих уже политическое – убрать самого президента.

Макрон попытался применить уже не раз выручавший его прием. За свои 8 лет и 2 месяца на президентском посту он уже седьмой раз меняет премьер-министра, удачно спихивая гнев толпы на новое ответственное лицо. Но, похоже, на этот раз французов такой трюк уже не успокаивает.

Дело в том, что им так никто и не объяснил, против кого они должны обороняться, почему на это нужно тратить львиную долю бюджета и, самое главное, почему их деньги тратит и дальше будет тратить Киев? Слова Макрона только злят французов.

"На карту поставлена наша безопасность. Масштабное финансирование Украины, вероятно, будет исчисляться сотнями миллиардов евро", – говорил Макрон в интервью La Tribune в марте.

На фоне этих обещаний правительство сокращает в бюджете на следующий год социальные расходы на 44 миллиарда евро. И поэтому беспорядки этой недели только горящий фитиль перед гигантским социальным взрывом, который, скорее всего, ждёт Францию.

Макрон быстро решил сбить волну и назначил нового премьер-министра. 
Лекорню. Это бывший министр обороны. Правда, в армии он никогда не служил. Он заменил это поездками в Киев. И теперь Лекорню должен будет исхитриться и создать такую программу для правительства, чтобы она понравилась и левым, и правым, а это невозможно.

Почему Макрону не стать вождем

Но не только новое правительство в тупике. В тупике и сам Макрон, отставки которого требовали протестующие. Какой рейтинг у Макрона? 15%. Почему так мало?

Если еще несколько лет назад нам твердили, что главное – это демократия, а любой лидер должен ее сохранять и продвигать. То есть главной была идея. То сейчас мы видим возвращение вождизма. Все решения концентрируются вокруг определенных лидеров.

Си Цзиньпин, Эрдоган, Моди, Трамп – вот кто олицетворяет политику новых империй. Является ли Макрон таким вождём? Лидером, который поведёт за собой Францию? Я не говорю уже про Евросоюз. Чего в нем не хватает?

И вот тут мы с вами приходим к важному. Надо быть не просто вождем. Сегодня надо быть вождем-консерватором. И мало того, надо быть консерватором, да еще и верующим консерватором.

И все мировые лидеры консервативны. И религиозны. Даже Си Цзиньпин, который продвигает не только коммунизм, но и учение Конфуция. И Трамп, который на этой неделе сказал:

"Когда вера слабеет, кажется, слабеет и наша страна. Когда вера крепнет, для нашей страны происходят хорошие вещи. При администрации Трампа мы защищаем свои права и восстанавливаем свою идентичность как единая нация под Богом", – сказал Трамп.

Есть ли у Макрона такая консервативно-религиозная идея? Нет. Ее нет ни у Макрона, ни у Мерца, ни у Фон дер Ляйен. И у Зеленского нет таких идей. Они как бы из прошлого века. Их время сегодня кончилось. Они не готовы объединять свои народы сильным и мощным бэкграундом.

Но появление сильных лидеров дает почву для оппозиции в Европе. И если мы посмотрим на нее, то увидим, что оппозиция концентрируется вокруг сильных идейных фигур. Типа Марин ле Пен, Сары Вагенкнехт, Найджела Фараджа.

Идет не столкновение армий. Война решается теперь дуэлями главнокомандующих. Я понимаю, что ситуация более сложная, но выглядит все именно так, в том числе для французов.

Макрон уже проиграл. Стармер уже проиграл. Мерц, который недавно стал канцлером, тоже проиграл. Они не поняли, что их корабль уже затонул.

РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям

Протестующая и обедневшая Франция без вождя: почему Макрон уже проиграл