Каждая поездка – кошмар: чем опасна дистанционная блокировка двигателя такси
Президент России Владимир Путин впервые прокомментировал решение правительства повысить НДС до 22%. Ключевое: есть вероятность, что это временная мера, но, пока она действует, важно не допустить ухода экономики в тень. Бизнес должен работать легально, а соответствующие доходы – поступать в бюджет. Но добиваться обеления экономики нужно грамотно, не создавая ограничений для ее роста.
Президент понимает, что увеличение налога, даже поэтапное, создает для бизнеса определенные сложности. Поэтому он делает акцент: те предприниматели и компании, которые порядочно и добросовестно ведут свои дела, должны почувствовать выгоду и получить новые возможности для развития. То есть правительство должно разработать и без промедления внедрить меры по поддержке частного сектора экономики и прежде всего малого и среднего бизнеса.
Но предпринимательское сообщество тоже обязано играть по правилам. Причем не только с государством, но и с гражданами. А в погоне за прибылью некоторые компании "отправляют в мусор" не просто интересы людей, но порой и их безопасность.
Это продемонстрировало громкое ДТП в Москве. Так, на Кутузовском проспекте в левом ряду неожиданно останавливается машина такси. В нее влетает автомобиль. Пассажирка получает травмы. Ситуация не столь однозначна, как может показаться. Как ранее сообщали в Business FM, такси заблокировали дистанционно – то ли перевозчик, то ли лизинговая фирма, которой и принадлежат машины. Подробнее – в сюжете корреспондента РЕН ТВ Алексея Целищева для "Итоговой программы с Петром Марченко".
ДТП на Кутузовском проспекте
Полтора миллиона автомобилей такси и больше 200 тысяч машин каршеринга находятся на дорогах России. В любую минуту они могут стать неуправляемыми из-за блокировки двигателей.
"Мы слышим сильный удар такой, у нее телефон падает. Все, ну сразу что-что случилось, все. Она говорит, ну, вроде бы нормально, но шея, да, болит, ну потому что назад откинулась", – рассказал отец пострадавшей Юрий Копылов.
Дочь Юрия Копылова пострадала в аварии на Кутузовском проспекте, находясь в такси. У машины неожиданно заглох двигатель, и она намертво встала в крайнем левом ряду, после чего в нее влетел попутный автомобиль.
"Ну вот со слов дочери: она говорит, заблокировали. Сейчас я попробую разблокировать. Ну (таксист. – Прим. РЕН ТВ) куда-то звонил. Ему отказали, и все. Он был растерянный", – уточнил Копылов.
В компании объяснили случившееся неким "техническим сбоем". Но пострадавшие уверены: это была намеренная блокировка. Автомобиль все-таки завелся после звонков в сервис, когда там стало известно, что произошло ДТП и пострадал человек.
Автомобиль такси может стать неуправляемым в любую минуту
Все автомобили такси и каршеринга оборудованы GPS-трекерами. Компании называют это "обязательным инструментом грамотного бизнеса" – контроль за дисциплиной водителей и местонахождением транспорта.
Именно с помощью датчика можно удаленно заглушить мотор. Трекеры многофункциональны. Получив сигнал, они передают его разным системам машины. В случае с такси – на реле бензонасоса, который перекрывает подачу топлива.
"Когда машина заглушена, срабатывает замок рулевого вала. Если это происходит, опять же, на скорости, то неминуемо будет ДТП. Целенаправленно автомобиль на ходу никто отключать и не должен", – рассказал водитель такси Егор Копылов.
Но отключают. Например, за долги по аренде. Или за нарушения правил договора. Владелец таксопарка в подмосковном Королеве показывает, как работает система.
"Вот у нас в компьютере есть система мониторинга машин, где мы на карте видим, где они едут, с какой скоростью едут. И если мы хотим какую-то машину заблокировать, мы вбиваем номер машины и нажимаем кнопку "Заблокировать двигатель", – говорит он.
Такое может произойти абсолютно с любым такси. Для городского движения это серьезная угроза, но пока, похоже, неочевидная. Хотя лизинговые фирмы и таксопарки, сдающие машины в аренду водителям, с невероятной легкостью готовы нажать на красную кнопку.
Так, в одном из лизинговых центров менеджеры заявили прямо: дистанционно заглушат двигатель, если будет задолженность по оплате.
Стоит подобное оборудование всего 7 тысяч рублей – копейки по сравнению с эффективностью самого метода воздействия на водителей, утверждают в фирме по установке трекеров.
"Водителя покошмарить, да. Нажимаете на кнопку, блокируете. Но вы не можете заблокировать на МКАДе, например. Это называется безопасная блокировка. Мы можем без нее, но мы без нее не делаем", – говорит представитель организации.
Но кошмаром поездка становится и для пассажиров. Так, семья Михаила Игнатьева оказалась в заглохшем такси посреди оживленного Киевского шоссе.
"Началась поездка. Автомобиль заглох резко. Водитель обратился в свой таксопарк – ему объяснили, что на автомобиле имеется долг, который образовался у другого водителя, автомобиль был дистанционно через телеметрию отключен", – уточнил Игнатьев.
В ответе на претензию Михаила лизинговая компания всю ответственность переложила на водителя. Агрегатор в свою очередь сообщил, что не занимается блокировкой.
"По жалобе с подозрениями на дистанционное отключение автомобиля мы закрываем доступ в сервис до выяснения обстоятельств", – заявили в агрегаторе.
"Дело не только во вреде автомобиля, но и фундаментальных рисках для безопасности дорожного движения, неадекватное поведение, создание аварийных ситуаций, конечно, должно наказываться", – отметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Авто каршеринга тоже оказались "под ударом"
"Подобное оборудование установлено и на автомобилях каршеринга. Сервис блокирует двигатель, если возникает задолженность за аренду. Автомобиль в этот момент должен стоять. За это отвечает GPS-трекер, но он нередко дает сбой, фиксируя остановку, хотя машина едет", – дополнил корреспондент.
И таких примеров – десятки. Так, на Кольцевой автодороге в Петербурге во время аренды автомобиля система по ошибке заблокировала двигатель. В неуправляемый транспорт на полной скорости влетел кроссовер. Тяжелейшие травмы получили несколько человек.
А в Свердловской области на морозе в минус 20 молодые люди провели пять часов, ожидая механика, – из-за сбоя геолокации система посчитала, что машина находится за пределами разрешенной зоны. Служба поддержки запрещала что-либо предпринимать, угрожая штрафами.
По закону устройства блокировки двигателей не запрещены. Но их нужно регистрировать в ГИБДД.
"Этого не делается, потому что эта система очень сложная, нужно проходить сертификацию, протоколы испытаний и так далее и так далее. Компании этого не делают, тем более что при регистрации машины в ГИБДД заметить такие изменения невозможно", – уточнил Сергей Радько, адвокат.
По сути, серьезный контроль за теми, кто может за секунду лишить управления примерно 1,5 миллиона автомобилей в России, отсутствует. Как и защита самих перевозчиков от кибератак. И это еще большая проблема, чем сбой геолокации.
"Это находится в зоне ответственности тех лиц, которые приобретают автотранспорт или которые устанавливают соответствующее оборудование. Но никакой гарантии или системы государственной сертификации в части кибербезопасности в настоящий момент нет", – уточнил заместитель генерального директора НИИСК Олег Ассур.
Ни одного уголовного дела по факту ДТП из-за блокировки авто – нет. Даже разбирательств толком не проводят. Лизинговая компания "Столица", чья машина заглохла на Кутузовском, не выходит на связь с Юрием Копыловым и его дочерью.
Но Михаил Игнатов, правда, получил ответ от перевозчика Анастасии Гальяновой – учредителя одноименного ИП. Она заявила, что компания лишь предоставляет информационные услуги и не более того.
При этом ежедневно услугами такси в России пользуются около 9 миллионов человек. И каждый рискует оказаться в неуправляемом автомобиле.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям